Татьяна Смирнова
Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний.
Цель: знакомство и изучение детьми старшего дошкольного возраста истории, культуры и природы Карелии посредствам дидактических игр.
«Наш край»
Цель: расширение представлений детей о родном крае.
Воспитатель показывает иллюстрации, картины и фотографии достопримечательностей Карелии, дети запоминают и называют при демонстрации.
Публикация «Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
«Мой любимый край»
Цель: воспитание ценностного отношения к родному краю, расширение словарного запаса.
Игра проводится в виде соревнования. Детям предлагается придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. Водящий задает вопрос: «Я люблю Карелию, потому что…», игроки по очереди отвечают. Повторяться нельзя. Кто не может придумать выходит из игры. Выигрывает тот, кому удалось придумать больше всех аргументов.
Варианты вопросов:
«Назови населенные пункты Карелии».
«Мои любимые места города Петрозаводска».
«Что я люблю больше всего в моем городе» и др.
«Собери флаг Карелии»
Цель: закрепление знаний о флаге родного края и умения собрать его правильно.
Из предложенной цветовой гаммы дети выкладывают флаг РК.
«Составь герб Карелии»
Цель: закрепление знаний о гербе Карелии.
С помощью различных элементов, по образцу, а затем без образца, дети составляют герб своей республики.
«Мой город»
Цель: закрепление знаний детей о достопримечательностях города, архитектурных сооружениях, памятниках, культурных объектах города Петрозаводска.
Дети берут карты, на которых нарисованы городские объекты, на каждой карте объекты различаются (по типу лото). Водящий из колоды берет карточку с изображенным объектом города и называет его. Дети закрывают на своих картах названный объект (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все объекты на карте, считается победителем.
Водящий не называет объект, а говорит о его назначении, дети, перед тем как закрыть изображение, угадывают объект.
«Найди одинаковые»
Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве городских улиц и объектов.
Детям предлагаем фотографии городских объектов, улиц с разных ракурсов. Надо найти на фотографиях один и тот же объект города Петрозаводска.
Усложнение:
1. на фотографиях много объектов, надо найти те, что заданы.
2. Найти объекты и описать их.
3. Найти объекты, описать и рассказать где находятся.
4. Найти объекты, описать и рассказать где находятся, их назначение.
«Мой адрес»
Цель: закрепление знаний детей о своем домашнем адресе, умение называть его.
Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч и говорит: «Я живу в городе Петрозаводске, улица Маршала Мерецкова, дом 24, квартира 17», следующий ребенок говорит свой адрес и т. д.
«Вежливые слова»
Цель: воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Воспитатель показывает карточку, на ней изображен городской объект (магазин, кинотеатр, музей и т. д.) и предлагает рассказать правила поведения на этом объекте.
«Мой детский сад»
Цель: Знакомство детей с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.
Предварительно проводится экскурсия по детскому саду. Педагоги делают фотографии помещений и персонала на рабочем месте.
Затем дети рассказывают о помещении на фотографии и называют люди, какой профессии там работают.
«Хозяйкины помощницы»
Цель: знакомство детей с предметами обихода: деревянным корытом, тяпкой, коромыслом, ведрами, стиральной доской, углевым утюгом.
Дети подбирают к картинкам с современными предметами обихода – картинки со старинными предметами и называют, что чем было.
«Расскажи о своей семье»
Цель: расширение представлений о себе, как о члене семьи. Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.
Рассматривание фотоальбома с семейными фотографиями воспитанников группы, составленного предварительно совместно с родителями. Рассказывание о своей семье.
Варианты:
1. рассказать, где и кем работают родители.
2. Рассказать о любимом совместном отдыхе.
«Назови по имени отчеству»
Цель: закрепление знаний детей имени и отчества своего, родителей, дедушек, бабушек и других членов семьи.
Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют свою фамилию, имя, отчество.
Игра-лото «Животный мир Карелии»
Цель: Систематизация знаний детей о животных Карелии, закрепление умений классифицировать животных.
1. Дети берут карты, на которых изображены животные, населяющие территорию Карелии. На каждой карте животные различаются (по типу лото). Водящий берет карточку и называет животного, изображенного на ней. Дети закрывают на своих картах названного животного (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все животные на карте, считается победителем.
2. Водящий не называет животное, а описывает его внешний вид, место обитания и повадки. Кто угадывает, тот закрывает фишкой загаданного животного.
«Что растет в родном краю»
Цель: закрепление названий растений своего родного края.
Ведущий называет растения. Дети хлопком отмечают те, которые растут в Карелии.
«Чья это шубка»
Цель: закрепление представлений о характерных чертах животных и птиц, опираясь на некоторые признаки внешнего вида.
Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо. Участник игры берет карточку (мехом вверх, трогает, гладит кусочек меха или перо и отгадывают, чья это шубка.
После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается.
«Воздух, земля, вода».
Цель: закрепление знаний детей об объектах природы в Карелии.
Ведущий бросает мяч ребенку и называет объект природы республики Карелия, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово- «щука» - «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Воспитатель называет слово «воздух» ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу, которая обитает в Карелии. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек и озер Карелии.
«Чей дом?»
Цель: закрепление знаний детей о животном мире Карелии.
Изображения животных и их домов, нужно установить соответствие. Например, медведю – берлога, белке – дупло и т. д.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепление знаний детей о растениях родного края, умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый и т. д.)
Предварительно дети собирают листья различных деревьев и оформляют гербарий. Затем рассматривают гербарий, называют с какого дерева лист, образовывают прилагательное, отвечая на вопрос: лист какой?
«Узнай шишку»
Цель: закрепление названий деревьев Карелии, развитие сенсорных способностей.
Дети в чудесном мешочке, на ощупь, находят шишку и называют с какого она дерева
«Зеленая аптека»
Цель: закрепление знаний детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Предварительно дети знакомятся с лекарственными растениями Карелии. Воспитатель показывает изображение растения, дети называют лекарственное растение, рассказывает о его целебных свойствах.
«Красная книга»
Цель: ознакомление детей с «Красной книгой», воспитание чувства ответственности.
Предварительно, дети знакомятся с понятием «Красная книга», и с её содержанием. Воспитатель показывает изображения животных, внесенных в «Красную книгу», дети называют их.
«Составь карельский узор»
Цель: знакомство с карельским узором.
Дети с помощью различных элементов составляют карельские узоры по образцам, а затем самостоятельно.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомство детей с элементами карельской вышивки, их особенностями и названиями.
Дети подбирают кукле наряды с карельскими узорами.