Юлия Низамаева
Картотека дидактических игр по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Количество и счет
Дидактическая игра «Хватит ли»
Цель: формировать умения у детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Необходимые материалы: игрушки, изображающие диких зверей, разные по размеру, «угощения» для зверей.
Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?». Дети считают игрушки, сравнивают их число, прикладывая мелкие игрушки к крупным, уточняют, что число игрушек не зависит от их размера. Затем воспитатель предлагает угостить зверят. Выявив равенство или неравенство числа игрушек и «угощений», они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
Дидактическая игра «Сделай столько же движений»
Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Необходимые материалы: карточки с изображенными на них предметами (от 1 до 10 шт).
Ход игры: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
Дидактическая игра «Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Необходимые материалы: мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее и последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
Дидактическая игра «Уравняй»
Цель: закреплять умение уравнивать количество предметов в группе.
Необходимые материалы: счетный материал.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком две группы предметов (например, 5 машинок и 3 машинки) и предлагает ребенку сделать так, чтобы предметов и справа, и слева стало поровну. Ребенок может как убирать, так и добавлять игрушки.
Дидактическая игра «Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Необходимые материалы: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу по порядку (от 1 до 10, называя свое число. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Дидактическая игра «Кто быстрее назовет»
Цель: упражнять в счете предметов.
Необходимые материалы: фишки-звездочки
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас в группе по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
Дидактическая игра «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Необходимые материалы: игрушки, карточки с нарисованными на них кружочками (от 1 до 10)
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
Дидактическая игра «Встань на место»
Цель: упражнять детей в счете в пределах 10.
Необходимые материалы: карточки с изображенными на них геометрическими фигурами (от 1 до 10) 10 шт, стульчик (10 шт) пронумерованные от 1 до 10.
Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают геометрические фигуры, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу геометрических фигур на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Дидактическая игра «Пингвинчики»
Цель: упражнять детей в порядковом счете.
Необходимые материалы: игра «Пингвины на льдине»
Ход игры: Воспитатель выставляет перед детьми «льдину» на которой размещает 10 фигурок пингвинов (разного цвета) и просит детей ответить на вопросы: напр. «Какой по счету пингвин красного цвета?», «Какой по счету пингвин черного цвета?», «Какого цвета пингвин на девятом месте»? и т. д.
Дидактическая игра «Составь число»
Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.
Необходимые материалы: круги разного цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 из единиц?».
Дидактическая игра «Услышь и посчитай»
Цель: упражнять в счете на слух.
Необходимые материалы: игрушечный молоточек.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».
Дидактическая игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»
Цель: упражнять в счете на слух.
Необходимые материалы: математические веера по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз я хлопну в ладошки». Воспитатель хлопает (1 – 10 раз). Детям необходимо показать нужно число, используя математический веер. Игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра «Положи столько же»
Цель: закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.
Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фишки
Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5, 4, 6, но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.
Дидактическая игра «Отгадай мое число»
Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.
Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: упражнять детей в порядковом счете.
Необходимые материалы: карточки с цифрами от 1 до 10, расставленные в хаотичном порядке.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Наведите порядок. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т. е от 1 до 10 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10). А теперь расставьте их по порядку от большего к меньшему, т. е от 10 до 1.
Дидактическая игра «С Мальвинами»
Цель: продолжить формировать представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.
Необходимые материалы: бумажные куклы «Мальвины»
Ход игры: Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5). Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».
Дидактическая игра «Кто ушел и на каком месте стоял»
Цель: закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Выбирается ведущий. Ведущий запоминает, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывает глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Ведущий открывает глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок. Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.
Дидактическая игра «Рыбаки и рыбки»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.
Необходимые материалы: картонные рыбки, промаркированные ведерки с цифрами от 1 до 10.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 10; соотносить число с цифрой.
Необходимые материалы: карточки с разным количеством предметов, карточки с цифрами.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.
Дидактическая игра «Найди пропущенное число»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Необходимые материалы: цифровой круг.
Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.
Дидактическая игра «Числа, встаньте по порядку»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Необходимые материалы: числовые карточки.
Ход игры: Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.
Дидактическая игра «Сложи и отними»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Необходимые материалы: мяч, счетный материал для детей (при необходимости)
Ход игры: Воспитатель кидает мячик ребенку и называет пример (на сложение или вычитание в пределах десяти). Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
Дидактическая игра «Найди на один меньше/больше»
Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Необходимые материалы: карточки с изображением предметов (разное количество, от 1 до 10).
Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.
Дидактическая игра «Забавный счет»
Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.
Необходимые материалы: две таблицы, на которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 10.
Ход игры: В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие числа. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
Дидактическая игра «Радуга»
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»
Необходимые материалы: 7 одинаковых по размеру полосок разного цвета (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая).
Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.
Дидактическая игра «Я знаю 5…»
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Необходимые материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Я называю вам категорию предметов, например обувь или фрукты и кидаю кому-то из ребят мяч. Кто поймал мяч, должен сказать «Я знаю пять предметов обуви/фруктов» и называет их, затем бросает мяч обратно, остальные ребята проверяют его и помогают ему, если вдруг у него не получается придумать пять названий».
Величина
Дидактическая игра «Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Необходимые материалы: палочки Кюизенера.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель: учить раскладывать 7-10 предметов в соответствии с величиной по возрастанию.
Необходимые материалы: матрешка.
Ход игры: Воспитатель совместно с детьми рассматривает матрешки, затем разбирает ее и предлагает детям расположить матрешек сначала в возрастающем порядке, затем в убывающем, сопровождая свои действия словами (самая маленькая, побольше, самая большая и т. д.).
Дидактическая игра «Сложи дощечки»
Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Необходимые материалы: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.
Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
Дидактическая игра «Найди гараж для машины»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький, использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.
Необходимые материалы: картинки с изображением гаражей разных размеров, машинки разных размеров.
Ход игры: Перед ребенком выставляются картинки с изображением гаражей и ему предлагается загнать нужную по размеру машину в правильный гараж.
Дидактическая игра «Сломанная лестница»
Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Необходимые материалы: 10 прямоугольников разного цвета и размера.
Ход игры: На магнитной доске строится лестница из 10 ступенек. Затем все дети, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Дидактическая игра «Разделим пополам»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Необходимые материалы: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Ход игры: Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Необходимые материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.
Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши. Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?». Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку, запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.
Дидактическая игра «Яблочки и цветочки»
Цель: совершенствование умения сравнивать предметы по размеру и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Необходимые материалы: два комплекта карточек с изображением яблок и цветов (5 разных размеров)
Ход игры: Для игры подготовьте комплекты двух изображений: яблок и цветочков. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины. Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.