Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Юлия Низамаева
Картотека дидактических игр по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Количество и счет

Дидактическая игра «Хватит ли»

Цель: формировать умения у детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Необходимые материалы: игрушки, изображающие диких зверей, разные по размеру, «угощения» для зверей.

Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?». Дети считают игрушки, сравнивают их число, прикладывая мелкие игрушки к крупным, уточняют, что число игрушек не зависит от их размера. Затем воспитатель предлагает угостить зверят. Выявив равенство или неравенство числа игрушек и «угощений», они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

Дидактическая игра «Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Необходимые материалы: карточки с изображенными на них предметами (от 1 до 10 шт).

Ход игры: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

Дидактическая игра «Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее и последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

Дидактическая игра «Уравняй»

Цель: закреплять умение уравнивать количество предметов в группе.

Необходимые материалы: счетный материал.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком две группы предметов (например, 5 машинок и 3 машинки) и предлагает ребенку сделать так, чтобы предметов и справа, и слева стало поровну. Ребенок может как убирать, так и добавлять игрушки.

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу по порядку (от 1 до 10, называя свое число. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Дидактическая игра «Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Необходимые материалы: фишки-звездочки

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас в группе по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.

Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Необходимые материалы: игрушки, карточки с нарисованными на них кружочками (от 1 до 10)

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Дидактическая игра «Встань на место»

Цель: упражнять детей в счете в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с изображенными на них геометрическими фигурами (от 1 до 10) 10 шт, стульчик (10 шт) пронумерованные от 1 до 10.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают геометрические фигуры, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу геометрических фигур на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места. Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Дидактическая игра «Пингвинчики»

Цель: упражнять детей в порядковом счете.

Необходимые материалы: игра «Пингвины на льдине»

Ход игры: Воспитатель выставляет перед детьми «льдину» на которой размещает 10 фигурок пингвинов (разного цвета) и просит детей ответить на вопросы: напр. «Какой по счету пингвин красного цвета?», «Какой по счету пингвин черного цвета?», «Какого цвета пингвин на девятом месте»? и т. д.

Дидактическая игра «Составь число»

Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.

Необходимые материалы: круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 из единиц?».

Дидактическая игра «Услышь и посчитай»

Цель: упражнять в счете на слух.

Необходимые материалы: игрушечный молоточек.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».

Дидактическая игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Необходимые материалы: математические веера по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз я хлопну в ладошки». Воспитатель хлопает (1 – 10 раз). Детям необходимо показать нужно число, используя математический веер. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Положи столько же»

Цель: закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фишки

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5, 4, 6, но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (кругов, треугольников, квадратов). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.

Дидактическая игра «Отгадай мое число»

Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: упражнять детей в порядковом счете.

Необходимые материалы: карточки с цифрами от 1 до 10, расставленные в хаотичном порядке.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Наведите порядок. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т. е от 1 до 10 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10). А теперь расставьте их по порядку от большего к меньшему, т. е от 10 до 1.

Дидактическая игра «С Мальвинами»

Цель: продолжить формировать представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Необходимые материалы: бумажные куклы «Мальвины»

Ход игры: Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает: «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5). Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? Воспитатель уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

Дидактическая игра «Кто ушел и на каком месте стоял»

Цель: закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Выбирается ведущий. Ведущий запоминает, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывает глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Ведущий открывает глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок. Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.

Дидактическая игра «Рыбаки и рыбки»

Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.

Необходимые материалы: картонные рыбки, промаркированные ведерки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: совершенствование умения считать в пределах 10; соотносить число с цифрой.

Необходимые материалы: карточки с разным количеством предметов, карточки с цифрами.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.

Дидактическая игра «Найди пропущенное число»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: цифровой круг.

Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

Дидактическая игра «Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: числовые карточки.

Ход игры: Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Дидактическая игра «Сложи и отними»

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Необходимые материалы: мяч, счетный материал для детей (при необходимости)

Ход игры: Воспитатель кидает мячик ребенку и называет пример (на сложение или вычитание в пределах десяти). Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

Дидактическая игра «Найди на один меньше/больше»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Необходимые материалы: карточки с изображением предметов (разное количество, от 1 до 10).

Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.

Дидактическая игра «Забавный счет»

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Необходимые материалы: две таблицы, на которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 10.

Ход игры: В игре принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие числа. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какая по счету?», «На каком месте?»

Необходимые материалы: 7 одинаковых по размеру полосок разного цвета (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая).

Ход игры: Воспитатель показывает детям радугу, состоящий из 7 разноцветных полос и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что полоски разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение полос радуги и закрыть глаза. В это время он убирает одну полоску. Дети открывают глаза и определяют, какой полоски не хватает и где она была расположена (какая по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок полосок восстанавливается.

Дидактическая игра «Я знаю 5…»

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Необходимые материалы: мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Я называю вам категорию предметов, например обувь или фрукты и кидаю кому-то из ребят мяч. Кто поймал мяч, должен сказать «Я знаю пять предметов обуви/фруктов» и называет их, затем бросает мяч обратно, остальные ребята проверяют его и помогают ему, если вдруг у него не получается придумать пять названий».

Величина

Дидактическая игра «Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Необходимые материалы: палочки Кюизенера.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель: учить раскладывать 7-10 предметов в соответствии с величиной по возрастанию.

Необходимые материалы: матрешка.

Ход игры: Воспитатель совместно с детьми рассматривает матрешки, затем разбирает ее и предлагает детям расположить матрешек сначала в возрастающем порядке, затем в убывающем, сопровождая свои действия словами (самая маленькая, побольше, самая большая и т. д.).

Дидактическая игра «Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Необходимые материалы: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

Дидактическая игра «Найди гараж для машины»

Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький, использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов по величине и объединять их по этому признаку.

Необходимые материалы: картинки с изображением гаражей разных размеров, машинки разных размеров.

Ход игры: Перед ребенком выставляются картинки с изображением гаражей и ему предлагается загнать нужную по размеру машину в правильный гараж.

Дидактическая игра «Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Необходимые материалы: 10 прямоугольников разного цвета и размера.

Ход игры: На магнитной доске строится лестница из 10 ступенек. Затем все дети, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

Дидактическая игра «Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Необходимые материалы: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Ход игры: Воспитатель: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Необходимые материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши. Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?». Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку, запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.

Дидактическая игра «Яблочки и цветочки»

Цель: совершенствование умения сравнивать предметы по размеру и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Необходимые материалы: два комплекта карточек с изображением яблок и цветов (5 разных размеров)

Ход игры: Для игры подготовьте комплекты двух изображений: яблок и цветочков. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины. Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Лето или осень» Цели: закрепить знания признаков осени, воспитание ловкости.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 21:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Низамаева (УИ 1544499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД