Элона Дорофеева
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
по формированию грамматического строя
речи дошкольников
Найди пару:
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных при помощи суффиксов «ечк», «очк», «ик».
Содержание игры:
Детям раздаются парные картинки : одному - звезда, другому – звездочка и т. д.
«Кольцо – колечко, шапка – шапочка, дом - домик, бант – бантик».
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2020
Требуется рассмотреть картинки и встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом. Те дети, которые быстро нашли пару, должны поднять руки вверх.
Результат: выигрывает та пара, которая правильно и быстро назовет свои парные картинки.
«Чей хвост? Чья голова?»
Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных на материале темы «Животные».
Содержание:
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.
Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.
Образец речи детей : «Это лисья морда. У лисы лисий хвост».
"Два и две"
Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход:
Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
«Помоги маме найти своих
детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
«Из чего сделана посуда?»
Цель: продолжать формировать у детей навык образования отыменных прилагательных.
Содержание: Проводится с перекидыванием мяча. Взрослый называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.
Вилка из металла - металлическая,
Стакан из стекла – стеклянный.
«Из чего сделана посуда?»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных.
Содержание:
Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети — прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например:
Вилка из металла — металлическая.
Стакан из стекла — стеклянный.
Ваза из хрусталя — хрустальнаяЛожка из дерева — деревянная.
Тарелка из пластмассы — пластмассовая.
Чашка из фарфора — фарфоровая.
«Машин сад»
Цель: активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.
Пособие для игры: на картоне изображено дерево с кармашками для картинок.
Содержание:
Логопед говорит, что у куклы Маши в саду есть волшебное дерево. На нем выросли различные фрукты. Затем в кармашек вставляются карточки с изображением фруктов. Дети комментируют действия педагога, говоря: «У Маши на дереве вырос лимон»; «У Маши на дереве вырос апельсин» и т. д.
Логопед сначала спрашивает детей, какие фрукты когда созревают (летом или ранней осенью). Затем «собирает» фрукты с дерева и складывает их кукле в корзинку, а дети комментируют его действия: «Маша собрала с дерева много лимонов»; «Маша собрала с дерева много апельсинов» и т. д.
Логопед спрашивает детей: «Что можно приготовить из этих фруктов?» (компот, желе, варенье, сок, начинку для пирога). Затем задает вопрос: «Как можно назвать одним словом то, что мы приготовили?» (продукты питания).
«Письмо с ошибками»
Цель: практическое овладение навыком использования в речи отыменных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
Содержание: Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Чебурашки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
Текст письма: «Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье».
«Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с
уменьшительными ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход.
Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.
"Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход.
Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом ( например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
«Кто самый
внимательный?»
Цель: Развивать внимание, способствовать усвоению навыка словообразования.
Содержание:
На столе 4 пары картинок (4 с изображением больших предметов, 4- маленьких). Ребенок должен встать спиной к столу и назвать все 4 пары слов.
«Кто внимательнее»
Цель: Закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.
Содержание: Взрослый говорит ребенку, что части слова НА-, ПО-, ВЫ- перепутались между собой. Получились разные действия. Например: «Мама поливает суп в тарелку. Садовник наливает цветы. Паша поливает молоко из бутылки. Дворник наливает улицу». Ребенок проговаривает предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова»
«Разложи продукты
по своим местам»
Цель: развитие навыков словообразования.
Содержание:
Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селедку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т. д.
Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
«Водичка»
Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.
Содержание:
На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т. д. Рядом стоит емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их:
«Я наливаю воду из чайника в чашку»;
«Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».
Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.
Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки, наливать куда-то (в стакан, кастрюлю, полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей слышать близкие слова и различать их значение в зависимости от приставок.
«Ложки и стаканы»
Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.
Содержание:
Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.
1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:
— Я положила ложку в стакан.
— Я достала ложку из стакана.
— Я положила ложку под стакан.
— Я достала ложку из-под стакана.
— Я положила ложку за стакан.
— Я достала ложку из-за стакана.
— Я положила ложку на стакан.
— Я сняла ложку со стакана.
— Я держу ложку над стаканом.
2. Дети выполняют инструкции логопеда:
— Положи ложку в стакан.
— Достань ложку из стакана и т. д.
«Угадай, чьи это вещи».
Цель: закреплять умения детей образовывать прилагательные
Содержание: Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки - бабушкин; Это халат мамы - мамин; и т. д.).
«Играем в профессии»
Цель: практическое накопление глагольного словаря по данной теме (глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа).
Содержание:
Логопед раздает детям картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Что делает продавец?» («Продавец взвешивает яблоки»).
Каждая картинка обсуждается аналогично.
«Кто что делает?»
Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.
Содержание:
Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыбоЛОВ.
Лес рубит. Пчел разводит…
Трубы чистит… Землю копает…
При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-ЛОВ). Логопед объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.
Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).
Например: трубы чистит — самосвал, пылесос, трубочист (дети поднимают карточку); землю копает — ледокол, вездеход, землекоп.
«Назови мамину профессию»
Цель: развитие навыков словообразования.
Содержание:
Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».
Например: ткач — ткачиха, повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса и т. д.
«Что кому нужно?»
Цель: формирование навыка правильного употребления имен существительных в дательном падеже.
Содержание:
Логопед раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает группе карточки с изображением предметов, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка-«летчик», поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику» и т. д.
Игра заканчивается, когда логопедом розданы все картинки.
«Кого мы видим в зоопарке?»
Цель: формирование грамматической категории творительного падежа существительных на материале темы «Животные».
Содержание:
На картоне нарисована клетка зоопарка с карманом, в который вставляются картинки с изображением зверей и их детенышей.
Логопед спрашивает у детей, кого они видят в зоопарке.
Образец речи детей : «В клетке сидит лиса с лисятами, волчица с волчатами» и т. д.
«Кто чем питается?»
Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.
Содержание:
Детям раздаются картинки с изображением пищи животных.
Логопед показывает картинку с изображением животного и спрашивает, чем оно питается. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают : «Белка питается орехами и грибами»; «Кошка питается молоком, мясом» и т. д.
«Кто чем защищается?»
Цель: закреплять правильное употребление в речи детей существительных в творительном падеже.
Содержание:
Детям раздаются картинки с изображением животных.
Логопед задает вопрос: «Чем защищается кошка?». Тот из детей, у кого картинка с изображением кошки, отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждаются собака, олень, слон, еж и другие животные