Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи

Элона Дорофеева
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр

по формированию грамматического строя

речи дошкольников

Найди пару:

Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных при помощи суффиксов «ечк», «очк», «ик».

Содержание игры:

Детям раздаются парные картинки : одному - звезда, другому – звездочка и т. д.

«Кольцо – колечко, шапка – шапочка, дом - домик, бант – бантик».

Темочки:

Требуется рассмотреть картинки и встать парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом. Те дети, которые быстро нашли пару, должны поднять руки вверх.

Результат: выигрывает та пара, которая правильно и быстро назовет свои парные картинки.

«Чей хвост? Чья голова?»

Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных на материале темы «Животные».

Содержание:

На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.

Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.

Образец речи детей : «Это лисья морда. У лисы лисий хвост».

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход:

Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Помоги маме найти своих

детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Из чего сделана посуда?»

Цель: продолжать формировать у детей навык образования отыменных прилагательных.

Содержание: Проводится с перекидыванием мяча. Взрослый называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

Вилка из металла - металлическая,

Стакан из стекла – стеклянный.

«Из чего сделана посуда?»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных.

Содержание:

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети — прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла — металлическая.

Стакан из стекла — стеклянный.

Ваза из хрусталя — хрустальнаяЛожка из дерева — деревянная.

Тарелка из пластмассы — пластмассовая.

Чашка из фарфора — фарфоровая.

«Машин сад»

Цель: активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.

Пособие для игры: на картоне изображено дерево с кармашками для картинок.

Содержание:

Логопед говорит, что у куклы Маши в саду есть волшебное дерево. На нем выросли различные фрукты. Затем в кармашек вставляются карточки с изображением фруктов. Дети комментируют действия педагога, говоря: «У Маши на дереве вырос лимон»; «У Маши на дереве вырос апельсин» и т. д.

Логопед сначала спрашивает детей, какие фрукты когда созревают (летом или ранней осенью). Затем «собирает» фрукты с дерева и складывает их кукле в корзинку, а дети комментируют его действия: «Маша собрала с дерева много лимонов»; «Маша собрала с дерева много апельсинов» и т. д.

Логопед спрашивает детей: «Что можно приготовить из этих фруктов?» (компот, желе, варенье, сок, начинку для пирога). Затем задает вопрос: «Как можно назвать одним словом то, что мы приготовили?» (продукты питания).

«Письмо с ошибками»

Цель: практическое овладение навыком использования в речи отыменных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.

Содержание: Логопед говорит детям, что для них пришло письмо от Чебурашки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

Текст письма: «Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье».

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с

уменьшительными ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход.

Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

"Кто чем питается?"

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход.

Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом ( например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

«Кто самый

внимательный?»

Цель: Развивать внимание, способствовать усвоению навыка словообразования.

Содержание:

На столе 4 пары картинок (4 с изображением больших предметов, 4- маленьких). Ребенок должен встать спиной к столу и назвать все 4 пары слов.

«Кто внимательнее»

Цель: Закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.

Содержание: Взрослый говорит ребенку, что части слова НА-, ПО-, ВЫ- перепутались между собой. Получились разные действия. Например: «Мама поливает суп в тарелку. Садовник наливает цветы. Паша поливает молоко из бутылки. Дворник наливает улицу». Ребенок проговаривает предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова»

«Разложи продукты

по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

Содержание:

Логопед сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Логопед спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селедку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т. д.

Затем логопед обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

«Водичка»

Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.

Содержание:

На столе разложены предметы: тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и т. д. Рядом стоит емкость, наполненная водой, и миска с песком или землей. Логопед детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их:

«Я наливаю воду из чайника в чашку»;

«Я выливаю воду из чашки в кастрюлю».

Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать.

Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки, наливать куда-то (в стакан, кастрюлю, полить что-то (землю, грядку). Логопед учит детей слышать близкие слова и различать их значение в зависимости от приставок.

«Ложки и стаканы»

Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.

Содержание:

Каждому ребенку логопед выдает пластиковый стакан и ложку.

1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

— Я положила ложку в стакан.

— Я достала ложку из стакана.

— Я положила ложку под стакан.

— Я достала ложку из-под стакана.

— Я положила ложку за стакан.

— Я достала ложку из-за стакана.

— Я положила ложку на стакан.

— Я сняла ложку со стакана.

— Я держу ложку над стаканом.

2. Дети выполняют инструкции логопеда:

— Положи ложку в стакан.

— Достань ложку из стакана и т. д.

«Угадай, чьи это вещи».

Цель: закреплять умения детей образовывать прилагательные

Содержание: Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки - бабушкин; Это халат мамы - мамин; и т. д.).

«Играем в профессии»

Цель: практическое накопление глагольного словаря по данной теме (глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа).

Содержание:

Логопед раздает детям картинки, изображающие людей различных профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец («У меня продавец»); «Что делает продавец?» («Продавец взвешивает яблоки»).

Каждая картинка обсуждается аналогично.

«Кто что делает?»

Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.

Содержание:

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыбоЛОВ.

Лес рубит. Пчел разводит…

Трубы чистит… Землю копает…

При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-ЛОВ). Логопед объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.

Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

Например: трубы чистит — самосвал, пылесос, трубочист (дети поднимают карточку); землю копает — ледокол, вездеход, землекоп.

«Назови мамину профессию»

Цель: развитие навыков словообразования.

Содержание:

Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Например: ткач — ткачиха, повар — повариха, певец — певица, художник — художница, учитель — учительница, спортсмен — спортсменка, портной — портниха, продавец — продавщица, актер — актриса и т. д.

«Что кому нужно?»

Цель: формирование навыка правильного употребления имен существительных в дательном падеже.

Содержание:

Логопед раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает группе карточки с изображением предметов, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка-«летчик», поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику» и т. д.

Игра заканчивается, когда логопедом розданы все картинки.

«Кого мы видим в зоопарке?»

Цель: формирование грамматической категории творительного падежа существительных на материале темы «Животные».

Содержание:

На картоне нарисована клетка зоопарка с карманом, в который вставляются картинки с изображением зверей и их детенышей.

Логопед спрашивает у детей, кого они видят в зоопарке.

Образец речи детей : «В клетке сидит лиса с лисятами, волчица с волчатами» и т. д.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.

Содержание:

Детям раздаются картинки с изображением пищи животных.

Логопед показывает картинку с изображением животного и спрашивает, чем оно питается. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают : «Белка питается орехами и грибами»; «Кошка питается молоком, мясом» и т. д.

«Кто чем защищается?»

Цель: закреплять правильное употребление в речи детей существительных в творительном падеже.

Содержание:

Детям раздаются картинки с изображением животных.

Логопед задает вопрос: «Чем защищается кошка?». Тот из детей, у кого картинка с изображением кошки, отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждаются собака, олень, слон, еж и другие животные

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи
Опубликовано: 17 октября 2020 в 19:36
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Элона Дорофеева (УИ 514488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД