Абрамова Яна Анатольевна
Картотека дидактических игр на тему «Доброта»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр на тему "Доброта"
«Оцени поступок».
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Публикация «Картотека дидактических игр на тему „Доброта“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Ход игры
Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Да или нет».
Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.
«Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т. д.
«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.
«Я умею уступать».
Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т. п.
«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай.»
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее»
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.
«Обзывалки.»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Материал: мячик.
Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка - редиска» и т. д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
«Нужно- нельзя»
Цель: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.
Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)
Ход игры:
Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации) .
За правильный ответ участник получает фишку.
«Научи послушанию»
Цель: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать уверенность в себе.
Материал: картинки или книжки сказки «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка» и т. д.
Ход игры: Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде: Вариант1: Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно.
Вариант2: Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
«Я люблю…»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают
«Тайный друг»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Материал: конверты по количеству детей, детские фотографии.
Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Можно нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней дети угадывают, кто был их «тайным другом» и проводится беседа о дружбе.
«Пожалуйста»
Цель: развитие произвольности, слухового внимания.
Ход игры:
Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибавшийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибавшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.
«Круг желаний»
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.).
Ход игры: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло».
Копилка хороших дел
Трехлетний ребенок уже способен отличать хорошие поступки от плохих. Игра поможет зафиксировать внимание именно на добрых делах. Выберите с ребенком в магазине небольшую копилку с широким отверстием. Из цветной бумаги вырежьте кружки, звезды, смайлики и сердечки. Каждый вечер вспоминайте все хорошие поступки ребенка за день. За каждое доброе дело вручайте приз. Пусть малыш сам положит звездочки в копилку. Для плохих поступков можно сшить черный мешок и складывать в него тучки и злые искры. Проговаривайте каждый поступок, объясняйте, чем он хорош, или плох. От содержимого черного мешка нужно избавляться. Выкидывайте все тучки в мусорное ведро. Следите, чтобы призов за хорошие поступки всегда было больше, чем за плохие. Превратите игру в ежедневную вечернюю традицию – для малыша она станет отличным стимулом для совершения добрых дел.
Сдуваем плохое настроение
Все дети иногда капризничают. Есть отличный способ избавиться от плохого настроения. Для игры потребуется воздушный шарик. Каждой маме стоит держать их в запасе. Выберите шар темного цвета, надуйте его. Отдайте не завязанный шар малышу, и предложите отпустить злость и плохое настроение. Шар будет летать по комнате со свистом, и настроение ребенка мигом улучшится.
Хорошо или плохо
И снова понадобится мяч. Игра построена по принципу «Съедобное – несъедобное». Вы кидаете мячик ребенку, и проговариваете действия, а малыш должен их оценить, например:
Драться на улице – плохо;
Помогать маме – хорошо;
Благодарить за сладости – хорошо;
Гонять кошек на улице – плохо и другие.
Пожалей медведя
Выберите грустного медвежонка, или любую другую игрушку с печальной мордочкой. Присядьте рядом с ребенком и начните жалобы: «Я очень грустный медведь! Со мной никто не дружит, мне так одиноко». Как правило, дети очень жалостливы, они прижимают к себе «бедолагу», и начинают его утешать. Если этого не произошло, пожалейте медвежонка сами, и предложите малышу сделать то же самое.
Урок доброты и заботы о животных
Довольно часто в семье остается хлеб. Берите его с собой на прогулку, чтобы покормить голубей. Рассказывайте детям, почему городских птиц нужно подкармливать, особенно в зимнее время.
Учим добрые слова
Проговаривайте с ребенком разные ситуации, требующие использования вежливых слов. Бабушка испекла целую гору вкусных пирожков. Ты хочешь взять один. Что нужно сказать бабушке? Вариантов ответа много, главное чтобы в предложении присутствовали слова: «Пожалуйста» и «Спасибо». На прогулке ты случайно зацепил незнакомого мальчика. Что ты ему скажешь? А что ответит мальчик? И другие ситуации на знание, и использование слов: спасибо, пожалуйста, извините. Для наглядности можно найти в книгах соответствующие картинки и озвучить их.
Добрый или злой?
Для игры потребуются картинки с изображением знакомых ребенку персонажей из сказок и мультфильмов. Показывайте героя малышу и спрашивайте: «А это добрый герой, или злой? А почему он добрый? Какие хорошие поступки он совершает?». Обязательно помогайте ребенку, если он затрудняется ответить.