Бочкарёва Надежда
Картотека дидактических игр «Игры, направленные на формирование логических приёмов мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
"Игры, направленные на формирование логических приемов мышления дошкольников»
Анализ
-Что – кому?
-Подбери пару
-Угадай, как зовут?
-Вербальные аналогии
-Так бывает или нет?
-Заполни ячейки
-Найди закономерность
-Что общего и чем отличаются?
Классификация
Публикация «Картотека дидактических игр „Игры, направленные на формирование логических приёмов мышления“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
-Четвертый – лишний Бабочки (3 варианта игры)
- Сравнение Похож – не похож
-Овощной магазин
-Из чего сделан?
-Сравни предметы
-Кто подойдет – пусть возьмет!
-Назови такой же.
Конкретизация
- Раздели на группы
-Незаконченное предложение
-Продолжи предложение
-Кто здесь прячется?
-Как сказать правильно?
Обобщение.
-Как назвать одним словом?
-Раздели на группы
-Угадай!
-Назови одним словом
«Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины)
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса);
активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.
Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".
Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные. До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи. Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек
открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись. Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т. д. В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти
нужный предмет. Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.
«Что - кому?»
Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей (учить анализировать); воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх
Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Игровые действия. Поиск нужных предметов.
Ход игры. У взрослого на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и т. д. Взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают:" Он нужен столяру, плотнику". Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, взрослый предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
«Кто подойдет, пусть возьмет!»
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, анализировать их, рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.
Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.
Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.
Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины.
Говорит: - Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в комнате есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол. – Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик". - Это ножницы, - говорит один ребенок. - Молодец, пойди, принеси и положи на стол. - Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник. - Машина, колеса как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит.
Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол. Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.
«Похож - не похож»
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровые действия. Поиск похожих предметов.
Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.
-Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. – Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора. Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия
«Как назвать предметы одним словом»
Инструкция для ребё нка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:
– свинья, лошадь, корова, баран;
– волк, лисица, медведь, заяц;
– морковь, свёкла, помидор, капуста;
– шуба, шарф, куртка, кофта;
– туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
– борщ, гуляш, каша, макароны;
– липа, берёза, ёлка, сосна;
– трактор, грузовик, трамвай, метро.
«Раздели на группы»
Дидактическая задача : Формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку
Ход игры:
1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
- Назови ягоды. - Назови фрукты.
2) Название мебели. Название посуды.
Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка,
кастрюля.
3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:
а) грабли, лопата - это.
б) стол, диван - это.
в) кукла, кубики - это.
г) корова, коза - это.
д) волк, лиса - это.
е) картофель, свекла - это.
ж) куртка, пальто - это.
з) зима, осень - это.
и) туфли, сапоги - это.
к) апельсин, лимон - это.
4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить
пропуски в следующих предложениях:
а) Чашка - это посуда для.
б) Масленка - это посуда для.
в) Конура - это дом для.
г) Берлога - это дом для.
д) Яблоня - это дерево.
«Аналогии»
Цель: учить детей проводить аналогию.
Игровая задача. Подобрать слово-аналог.
Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.
Ход игры.
Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.
Корова- молоко, курица- :.
Книга - читать, радио -:.
Рыба- река, волк- : :.
Пылесос- уборка, стиральная машина - : :.
Яблоко - сад, огурец - : :
Курица - цыпленок, медведь - :.
Игла - шить, пила- :
Автобус - водитель, самолет - :.
Волк- волчонок, лиса-:
Девочка - мама, мальчик - :
"Продолжи предложение"
Цель:. Развивать словесно-логическое мышление, развивать умение анализировать ситуацию и продолжать мысль.
Правила игры. Продолжить предложение прочитанное педагогом.
Ход игры.
Педагог диктует начало предложения, дети продолжают.
Мама улыбнулась, потому что…
Петя громко вскрикнул, потому что…
У Саши заболело горло, потому что…
Девочка решила переодеться, потому что…
Мама отругала сына, потому что…
Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что…
Дети сели в лодку, чтобы…
Рабочие привезли кирпич, чтобы…
Сережа подошел к ручью, чтобы…
«Заполни ячейки»
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.
Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.
Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.
Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по
аналогии дорисовать и заполнить пустые ячейки.
Ход игры.
В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.
Дети заполняют пустые ячейки.
Подбери пары
Цель: развивать умение анализировать и синтезировать.
Правило игры. Из перечисленных слов педагога, назвать два слова
образующих логическую пару.
Ход игры. Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.
- Книга, замок, часы, ключ, лес.
- Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.
- Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.
- Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.
- Чайка,стрекоза, чашка, булавка, блюдце.
- Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.
- Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.
«Угадай, как нас зовут»
Цель: развитие памяти, умения анализировать и синтезировать.
Игровое правило. Узнать и вспомнить какие есть имена девочек и мальчиков.
Правила игры. Посмотрев карточки, из представленных предметов составить из начальных букв имя девочки или мальчика.
Оборудование. 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.
Ход игры.
Например :
Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)
Арбуз - санки - яблоко (Ася)
Обруч - лопата - яблоко (Оля)
Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)
Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)
Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)
Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)
Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)
Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)
Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)
«Кто здесь прячется»
Дидактическая задача : развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами.
Игровая задача. Обыгрывание картинок.
Оборудование. Картинки с изображением предметов, палочка.
Ход игры.
Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову "кукла" подойдет слово "платье"). Затем психолог переворачивает картинки.
Один ребенок берет палочку и стучит по картинке : "Кто здесь спрятался?"
Другой отвечает: "Это я, кукла". Психолог спрашивает: "Кто покажет, где
спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?"
Таким образом, обыгрываются все картинки. В заключение он просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.
«Четвертый лишний»
Дидактическая задача : развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, умения обосновывать свои решения.
Игровое действие. Назвать обобщающее слово.
Оборудование. Картинки на классификацию.
Ход игры.
Педагог предлагает детям игру, в которой необходимо все изображения на картинках назвать одним словом или объединить их по какому-то признаку, а затем из слов (картинок) выбрать то, которое можно исключить. Дети должны обосновать свой вариант решения.
Варианты слов (картинок) :
1) белка, заяц, лиса, еж (дикие животные). Можно исключить:
а) ежа (он колючий);
б) белку (живет в дупле на дереве);
в) лису (она хищница);
г) зайца (меняет цвет шкурки);
2) стрекоза, комар, бабочка, пчела (насекомые). Можно исключить:
а) пчелу (собирает нектар, получается мед);
б) бабочку (красавица, большие крылья, их коллекционируют);
в) комара (кусается, приносит много беспокойства людям);
г) стрекозу (большие прозрачные крылья, стрекочет);
3) яблоки, грибы, орехи, земляника;
4) море, река, озеро, лужа.
«Запомни картинки»
Дидактическая задача : развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема группировки.
Игровая задача. Узнать алгоритм запоминания.
Оборудование. Картинки по группам.
Ход игры.
Педагог предлагает поиграть в "запоминалки". Нужно запомнить все картинки. Как это лучше сделать?
Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:
1) запомнить группы картинок : одежда - транспорт;
2) запомнить по подгруппам: зимняя - летняя одежда; пассажирский - грузовой транспорт (проводятся игры : "Что изменилось?", "Какой группы картинок не стало?", "Какой картинки на данную тему не стало?");
3) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все их группы и подгруппы, другому - картинки на тему "Одежда", третьему - "Транспорт", затем просит назвать картинки в случайном порядке).
В заключение дети должны назвать все картинки.
«Почемучки»
Дидактическая задача : формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свой вариант решения задания.
Игровая задача. Найти ответ на интересующий вопрос.
Правила игры. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Ход игры.
Педагог предлагает детям поиграть в игру "Почемучки" : задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, педагог демонстрирует несколько вариантов, например : "Для чего дети ходят в детский сад, школу?", "Почему взрослые работают?", "Зачем машине нужен бензин?", "Для чего нужен детям, взрослым велосипед?", "Что растет у вас на огороде?", "Какая на вкус редиска?" и т. д. Педагог учит детей задавать простые и сложные вопросы.
«Незаконченное предложение»
Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций анализа и умения видеть причинно-следственные связи.
Игровое действие. Продолжить начало предложения, прочитанного педагогом.
Ход игры.
Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.
1. Если человек добрый, то он. .
2. Если человек злой, то он. .
3. Люди строят дома, чтобы. .
4. Дети ходят в детский сад, чтобы. .
5. Милиционер остановил машину, потому что. .
6. Мальчик смеется, потому что. .
7. Если помогать маме и папе, то. .
8. В дом пришли гости, друзья, потому что. .
9. Дети могут ссориться, потому что. .
10. Если долго смотреть телевизор, то. .
Педагог стимулирует попытки детей высказывать любые мысли, разные версии продолжения предложений.
«Назови одним словом»
Дидактическая задача : развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.
Правила игры. Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом.
Оборудование. Картинки с изображением посуды.
Ход игры.
Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка сблюдцем, котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом "посуда". Затем следует назвать каждую группу
предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда - и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу - фарфоровая, керамическая, металлическая).
«Найди закономерность»
Дидактическая задача : развитие логического мышления на основе перцептивных действий, учить анализировать исходные данные задачи.
Игровое действие. Дорисовывание картинок по основным принципам.
Оборудование. Рабочие тетради с заданием, карандаш.
Ход игры.
Педагог предлагает дорисовать картинки. Для выполнения этих заданий дети должны усвоить основные принципы:
1) в каждом последующем рисунке происходит увеличение элементов, в последней клеточке создается условный образ чего-либо;
2) в каждом последующем рисунке происходит уменьшение элементов, в последней клеточке целостный образ распадается;
3) при определении закономерности обращать внимание на чередование цвета.
Рис. 2. Вербальные аналогии
Дидактическая задача. Развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.
Правила игры. Назвать слова, на основе аналогии.
Оборудование. Доска, мел.
Ход игры. Педагог пишет на доске слова, связанные логическими
аналогиями - слева, а справа лишь одно слово вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.
а) день =ночь
б) бидон = чайник
ночь =? молоко = ?
в) летчик = шофер
г) топор = коса
самолет =? дрова = ?
д) снег= лед
е) Саша = Коля
лыжи =? Александр = ?
«Сравнение предметов (понятий)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Как сказать правильно»
Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.
Воспитатель. Я буду начинать фразы, а вы закончите.
Закончите фразы:
Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
Ручей мелкий, а речка. (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники. (крупные).
Кашу варят густую, а суп. (жидкий).
Лес густой, а иногда. (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).
Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые).
Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет. (грязный).
Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима – очень холодная, колючий ветер – резкий, легкий ветерок – прохладный, золотые руки – все умеют делать хорошо, золотые волосы – красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.)