Гульмира Файзутдинова
Картотека дидактических игр, игровых упражнений, математических задач и физкультминуток «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок впервые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать и решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Проводя занятия в интересной, увлекательной, игровой форме, взрослый, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений и помогает «догнать» товарищей, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.
Игры для детей от 4 лет
Игра «Поезд»
Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке один и много предметов.
Содержание:
В разных местах группы расставлены игрушки на темы: «зоопарк», «Дом Посуды»,
«Магазин Игрушек». Дети берутся друг за друга, образуя поезд.
-сколько в поезде паровозов? (один)
-сколько вагонов? (много)
Поехал поезд. Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: «Один мишка, один лев, много обезьян». Следующая остановка возле «Дома Посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды:
«Много тарелок, много чашек, одна кастрюля и т. д.» Аналогично игра продолжается возле остановки «Магазина Игрушек».
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей обследовать геометрическую форму предметов на ощупь.
Содержание:
Воспитатель в мешочек кладет игрушки и предметы разной формы. Показывает поочередно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д. Предлагает ребенку найти в мешочке на ощупь предмет такой же формы (например, воспитатель показывает треугольник – ребенок находит в мешочке треугольный значок, вынимает его, называет, какой он формы).
Игра «Маленький учитель математики»
Цель: помочь детям научиться составлять и решать арифметические примеры;
познакомить с понятиями «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство»,
«прибавить», «отнять».
Содержание:
Приготовьте математическое лото или домино с цифрами, картинками и математическими знаками.
Научите детей составлять простые примеры.
Затем предложите всем по очереди составить для вас по одному примеру, которые вы будете решать. И каждый ребенок, «учитель», будет вас проверять, справились ли вы с заданием или нет.
Игра «Найди ошибку»
Цель: учить считать в пределах пяти, пользоваться цифрами, развивать наблюдательность, внимание.
Содержание:
На столе выкладываются в ряд числовые карточки от 1 до 5, под ними – так же цифры от 1 до 5 (под каждой карточкой – соответствующая цифра). Затем воспитатель просит ребенка закрыть глаза и перепутывает цифры под карточками.
Игра «Отгадай»
Цель: закрепить порядковый счет, развивать внимание, наблюдательность, память.
Содержание:
Перед ребенком на столе – ряд игрушек или мелких предметов. Взрослый предлагает пересчитать их по порядку (первый, второй и т. д.). Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель изменяет порядок расположения одного - двух предметов. Открыв глаза, ребенок рассказывает о тех изменениях, которые произошли. (На котором по счету месте стояла игрушка и, на котором по счету месте стоит теперь).
Что изменилось?
Цель: развивать наблюдательность, память.
Водящий выставляет на полку фигуры в определенном порядке (животные, растения, геометрические фигуры и т. д.) Дети смотрят и запоминают. Затем звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети закрывают глаза. В это время водящий меняет порядок расположения фигур. Звучат слова: «Проснулись! Что изменилось?» Дети смотрят внимательно и отвечают.
Бабочки
Цель: развивать логическое мышление.
Оборудование: 18 карточек с изображением бабочек (примерный размер карточек 5 на 5см, различающихся цветом крыльев – красные, жёлтые и синие, формой пятен на крыльях – круглые, треугольные, овальные и характером края крыльев – ровный или с зубчиками (должны быть карточки, совмещающие несколько признаков); три стандартных (формат А4) листа белой бумаги («полянки», три прямоугольных полоски – «мостика» из серой бумаги (10 на 20см) и один треугольный «мостик» из бумаги серого цвета.
Участникам необходимо правильно расположить бабочек на «полянке» и «мостике» в соответствии с заданными условиями.
Задание 1. Расположить всех насекомых на двух «полянках» так, чтобы на одной оказались все насекомые с красными крыльями; объяснить после выполнения задания, какие бабочки, на какой полянке расположились.
Задание 2. Расположить бабочек на двух «полянках» и соединяющем их «мостике» так, чтобы на одной «полянке» оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другой – все насекомые с жёлтыми крыльями. Догадаться, какие должны быть расположены на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной полянке, положить отдельно. После выполнения игрового задания воспитатель предлагает детям прокомментировать его результат.
Задание 3. Расположить насекомых на трёх «полянках» и соединяющих их мостиках так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй – все насекомые с ровными краями крыльев, на третьей все насекомые с круглыми пятнами на крыльях (на «полянки» кладутся карточки с соответствующими символами). По окончании выполнения задания детям вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые, на какой полянке и на каком мостике находятся.
По аналогии с этой игрой могут быть проведены другие, например, с использованием листьев деревьев, цветов разных оттенков, размера и формы.
Мышки в норках
Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные – название цвета.
Оборудование: листки белой бумаги (картона, сложенные пополам, книжкой (минимальное количество – 7 по цветам спектра). В лицевой стороне каждой книжки вырезать круглое отверстие, окрасить эту сторону в определённый цвет. Приготовить вкладыши – листки бумаги половинного размера по количеству книжек, окрашенные в те же цвета. В белых кругах, выступающих на цветном фоне, нарисовать мышек; изображение кошки (или другого хищного зверя).
Все книжки лежат перед детьми. Проводится беседа о том, где живут мышки, какого цвета у них норки.
Но вот появляется кошка. Игровая задача – помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. Воспитатель показывает вкладыши, и дети догадываются, что надо закрыть норки (вложить в каждую книжку вкладыш, соответствующего цвета). Если цвет выбран не
верно, сразу видно, где норка, и кошка сразу найдёт и съест мышку. В процессе действия с книжками и вкладышами ребёнок называет цвета.
Где живут цветные карандаши?
Цели: формировать умение различать цвета; использовать в речи имена прилагательные – название цвета.
Оборудование: набор картонных цветных карандашей; домики (по количеству карандашей, крыши которых окрашены в соответствующие цвета.
На доске вывешены домики и Цветные Карандаши. Воспитатель просит назвать Карандаши, догадаться, где живёт каждый Карандаш и поселить все Цветные Карандаши в свои домики.
Живое домино
Цель: формировать умение различать цвета.
Оборудование: пары цветных ленточек.
На руки детей привязываются ленты разного цвета. Воспитатель предлагает детям взяться за руки таким образом, чтобы ленты, как в домино, сошлись цветом.
Что бывает такого цвета?
Цель: формировать умение различать цвета.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что бывает, например, красного цвета. Дети называют предметы или рисуют их. Затем выбирается другой цвет.
Подбери окошки
Цель: формировать умение устанавливать соответствие двух групп предметов по указанному признаку.
Оборудование: набор картонных домиков (10 на 15см, в каждый вставляется полоска, разделенная на три равные разноцветны части – окошки; набор маленьких карточек – окошек разного цвета.
Воспитатель. Посмотрите на эти домики: строители забыли вставить окна первого этажа. Обратите внимание на то, что все окна разного цвета, и вам тоже надо подобрать окна такого же цвета, как на вашем домике, расположить окна одного цвета друг под другом.
Фигурки путешествуют
Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету.
Оборудование: картонные самолёты, на хвостах которых нарисованы разноцветные геометрические фигуры; набор геометрических фигур.
Воспитатель. Однажды полетели Фигурки путешествовать. Купили себе билеты, стали места в самолётах занимать. Да всё так просто оказалось. Одних не пускают в первый самолёт, а других – во второй. Обратите внимание на знаки. У нас для всех одни правила: не в свой самолёт не садиться. Давайте поможем Фигуркам сесть на свои места.
Дети размещают фигуры, объясняя выбор самолёта.
Геометрическая мозаика
Цель: формировать умение составлять геометрическую фигуру из частей (синтез).
Оборудование: разрезанные цветные геометрические фигуры.
Воспитатель. Геометрические Фигуры хотят загадать нам загадку: перед вами лежат их части. Попробуйте сложить из них целые. Если фигуры получатся, то вы разгадаете загадку.
Поручение
Цель: закреплять знания и развивать умение ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Оборудование: наборы игрушек.
Дети сидят на ковре лицом к воспитателю. Воспитатель предлагает расставить игрушки следующим образом: матрёшку впереди, машину сзади, мяч слева, куклу справа от себя и т. д. Потом проверяем правильность выполнения задания.
Цветные круги и квадраты
Цели: закрепить знания детей о цвете, форме, величине; воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, ловкость; поддерживать дружеские чувства и стремление к коллективным действиям.
Оборудование: по два больших и маленьких круга красного цвета, гимнастические палки, из которых собраны квадраты – по два больших и маленьких синего цвета.
Воспитатель предлагает детям внимательно слушать и правильно выполнять его команды. Можно разделить детей на две команды – мальчики и девочки.
Воспитатель. Мальчики! Встаньте в большой круг и маленький квадрат. Девочки! Встаньте в маленький круг и большой квадрат. Девочки! Встаньте в красные круги. Мальчики! Встаньте в синие квадраты. Девочки! Встаньте в красные круги. Мальчики! Встаньте в большой круг и большой квадрат. Девочки! Встаньте в маленький круг и маленький квадрат. Мальчики! Встаньте в синие квадраты. Девочки! Встаньте в красные круги.
За правильное выполнение команды воспитатель даёт по фишке капитану команды.
Побеждает тот, у кого больше фишек.
Найди предмет
Цели: закрепить знания о геометрических формах; научить находить предметы определённой геометрической формы; правильно называть форму, цвет и сам предмет, согласовывая существительные и прилагательные в роде, числе и падеже; ориентироваться в пространстве; продолжать активизировать словарный запас детей; развивать внимание, наблюдательность.
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя и найти предметы похожие: на круг, квадрат, треугольник. Воспитатель предлагает ребёнку, нашедшему предмет, назвать его, определить форму и цвет. За каждый правильный ответ воспитатель даёт ребёнку фишку. В конце игры ребёнок, набравший большее количество фишек, становится ведущим в подвижной игре «Ловишки».
Кто что умеет
Цели: развивать у детей мышление и воображение; научить детей внимательно слушать, размышлять и давать обоснованные ответы; развивать память и образное мышление; работать над формированием грамматического строя речи.
Воспитатель называет предмет, а дети должны придумать действие.
Стол – стоит. Жук – летает.
Лодка – по реке плывёт. Девочка косу – заплетает. Дождик с утра – капает. Ворона – каркает.
Найди домик
Цели: развивать абстрактное мышление и воображение; закрепить знания о геометрических фигурах; развивать образное мышление и воображение; способствовать развитию личностных качеств, чувства успеха.
Оборудование: круги диаметром 15см, квадраты 15 на 15см, треугольники равнобедренные – 15см, картинки с изображением различных предметов.
В игре участвуют 6 детей. Воспитатель раздаёт по одному кругу, квадрату или треугольнику. Это будут «Домики».
Затем воспитатель предлагает детям среди картинок, расположенных на столе врассыпную, найти предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник, и поселить их в соответствующий домик.
Выигрывает тот, кто быстрее и больше соберёт жителей в один домик.
Разноцветные цепочки
Цель: развивать внимание, память, закрепить умение различать основные цвета спектра.
Оборудование: флажки разных цветов (красные, жёлтые, синие); карточки на которых нарисованы в различном порядке круги разных цветов (например, по два красных и синих, один жёлтый).
Воспитатель предлагает поиграть в игру «разноцветные цепочки». Для этого он раздаёт играющим цветные флажки и просит построить разноцветную цепочку, как на картинке.
Усложнение: можно предложить запомнить и выложить разноцветную цепочку по памяти.
Подсказки
Цель: обучить порядковому счёту.
Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.
Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.
Тем самым воспитатель стимулирует ребёнка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.
Игры для детей от 4 до 6 лет
Игра «Живая неделька»
Цель: помочь детям усвоить названия и последовательность дней недели.
Содержание:
Семь детей строятся у доски и пересчитываются по порядку. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий»? выходит второй ребёнок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий»?
Затем воспитатель, вместе с остальными детьми, даёт задания, и задаёт вопросы дням неделям. Например, вторник встань между четвергом и пятницей. Какой день недели стоит между понедельником и воскресеньем? Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся и т. д.
Игра «Что мы делали»
Цель: учить детей соотносить время суток и действия с ними связанные.
Содержание:
Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего, угадать, что изображают игроки.
Игра «И тебя сосчитали, и меня сосчитали…»
Цель: игра развивает память, помогает легко запоминать числа.
Содержание:
Приготовьте математическое лото. Обычно дети любят «раскрывать» тайну своего возраста. Попросите ребёнка показать, с помощью цифр из математического лото, сколько ему лет.
• А сколько лет брату/сестре? А маме? А папе?
• Покажи номер квартиры. А номер дома?
• Сколько у тебя машинок? А мячиков?
• Каких машинок больше – маленьких или больших?
• Насколько больше?
• Сколько шариков на ёлке? А красных? А синих?
Неважно, что вы будете считать с детьми, самое главное – чтобы было интересно.
Игра «Забавная геометрия»
Цель: игра развивает смекалку, пространственное мышление, навыки устного счёта.
Содержание:
Для решения этих головоломок придётся научиться составлять геометрические фигуры, преобразовывать одни фигуры в другие.
• Составь 2 равных квадрата из 7 спичек.
• Составь 2 равных треугольника из 5 спичек.
• Составь 3 равных треугольника из 7 спичек.
• Составь 4 равных треугольника из 9 спичек.
• Составь 3 равных квадрата из 10 спичек.
Игра «Когда это бывает»?
Цель: закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.
Содержание:
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. к каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают её. На слово утро все дети поднимают картинку. Каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждёт воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, завтракают, занимаются и т. д. то же самое и с другими частями суток.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки:
розовая фишка – утро, голубая фишка – день, серая фишка – вечер, чёрная фишка – ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро и т. д., т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.
Игровые упражнения
Упражнение «В гостях у дракончика Сластёны»
Цель: упражнять в определении больше - меньше.
Содержание:
На фланелеграфе воспитатель размещает дракончика и две вазы с конфетами. В одной вазочке лежат карамельки, а в другой шоколадные конфеты.
Воспитатель: Дети посмотрите, кто к нам в гости сегодня пришёл. Это дракончик, его зовут Сластёна. И он к нам пришёл, чтобы мы помогли ему сосчитать, сколько у него всего конфет и сколько всего карамелек и шоколадных конфет. Каких больше, а каких меньше.
Давайте ему в этом поможем.
Дети считают сначала, сколько шоколадных конфет. Затем, сколько карамелек.
Воспитатель: Дракончик говорит вам большое спасибо и в благодарность за вашу помощь решил подарить вам по конфетке.
Упражнение «Домик Дней»
Цель: закрепить понятия о сутках.
Содержание:
1. Рассмотрите картинку и ответьте на вопросы:
• Как называются сутки, которые недавно прошли? (вчера). Они поселились в нижнем окошке.
• Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент? (сегодня). Они заняли среднее окошечко.
• Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра). Они поселились в верхнем окошечке.
2. Прочитайте детям стихи. Предложите поселить каждое стихотворение в соответствующее окошко.
А. Барто
Чтоб скорей дождаться Завтрашнего дня,
Дети спать ложатся Рано, без огня.
О. Кригер
В сад сегодня выносить Мы не будем Машу.
На морозе простудить Можно куклу нашу.
А. Фет
Ласточки пропали А вчера зарёй
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали. Вон над той горой.
С. Есенин
Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Упражнение «Доброе время суток»
Цель: снятие эмоциональной нагрузки.
Содержание:
Воспитатель читает детям стихотворение:
Н. Красильников
«Доброе утро» Придумано кем-то, Просто и мудро,
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро! – Солнцу и птицам.
- Доброе утро! – Улыбчивым лицам. И каждый становится
Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера.
Затем воспитатель задаёт вопросы:
Как можно поздороваться, называя части суток? Какое сейчас время суток?
Давайте вместе поздороваемся (доброе утро, добрый день, добрый вечер).
«Расставьте знаки»
Расставьте знаки между цифрами так, чтобы ответ оказался равным единице. 1 2 3=1
1 2 3 4=1
1 2 3 4 5=1
1 2 3 4 5 6=1
1 2 3 4 5 6 7=1
1 2 3 4 5 6 7 8=1
«Отгадай»
Воспитатель поднимает изображение солнца и говорит: «Засветило солнышко – выгляни в окошечко». На доске примеры:
2+3= 5-3=
5-2= 1+4=
Дети решают примеры в своих тетрадях.
Сигналом к окончанию вычисления служат слова воспитателя: «солнышко спряталось за тучи».
Затем воспитатель показывает на пример указкой и дети показывают карточку с вариантом ответа.
«Какие цифры?»
Какие цифры могут сказать про себя: «Повернёшь меня вверх (вниз) головой – и стану цифрой я другой»? (6 и 9)
«У кого больше семья?»
У Маши есть родители, сестра и два брата, а у Юли – мать, две сестры и брат. У кого семья больше и на сколько человек?
Сколько?
В кастрюле было 4 литра воды. В неё долили ещё несколько литров воды и стало 6л. Сколько воды долили?
Во дворе поровну жёлтых и красных скамеек. Жёлтых – 3. Сколько всего скамеек? Сколько ушей у трёх мышей?
В семье пять сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
Задачки в стихах:
На качели, на качели В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом Весело качаются.
(сколько всего зверей)
Три голубя белых на крыше сидели. Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей, Сколько осталось сидеть голубей? (один)
Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно. Посчитай окошки
В домике у кошки. (четыре)
Мать игрушки принесла И ребятам раздала.
Подарила Маше шар. А Танюше – самовар. Сыну Ване – барабан,
Дочке Милочке – диван.
(сколько мать подарила игрушек)
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок, Помогите вы Танюшке, Сосчитать ее игрушки!
У куклы пять нарядных платьев. Какое платье нынче надевать ей? Есть у меня для куклы шерсть.
Свяжу - и платьев будет… (шесть)
В небе радуга-дуга Замыкает берега. Расцветая всё ясней, Чудо - краски светят В ней!
Пусть ответит Тот, кто знает
Или сможет сосчитать, Сколько красок
В ней играет, Озаряя моря гладь?
Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело?
Восемь храбрых малышей Переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой хочу». Сколько их пришло к ручью?
Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей?
Рано-рано, в пять утра, Слеталась птичья детвора: Воробушки, галчата, Чижи, стрижи, щеглята, Сороки, воронята, Синицы и скворцы.
(сколько всего видов птиц вы насчитали)
Семь листьев Вася сам собрал, Два листика Алеша дал.
Скажите, сколько у него Осенних листиков всего?
Скоро десять лет Сереже. Диме нет еще шести.
Дима все еще не может До Сережи дорасти.
(насколько Дима младше Сережи)
Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слёзы роняли. Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла. Два Серёжке, три Антошке, Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое яблоко – маме. Говори, давай скорей, Сколько Таниных друзей?
С неба звёздочка упала,
В гости к детям забежала. Две кричат вслед за ней:
«Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звёзд пропало, С неба звёздного упало?
В рыбьем царстве к осетру Приплывают поутру
Три молоденькие щучки, Чтоб ему почистить щёчки, А четыре чебака
Моют брюхо и бока. Посчитай-ка, детвора, Сколько слуг у осетра? (В. Кудрявцева)
Мы с мамой в зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья, Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли, Вы просто чудо! Молодцы! Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей! Пять Серёжке, три Антошке, Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы Скоро будет маловато. Ну а вы, друзья, считайте,
Сколько капель отвечайте!
Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. Жили-были у жилета:
Три петли и два манжета, Если вместе их считать, Три да два, конечно, пять!
Только знаешь в чём секрет? У жилета нет манжет!
(Г. Новицкая)
Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать, ложиться, Сколько свинок у корытца?
Шесть орешков мама – свинка Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат. А ну, почитай поскорей – Сколько всего в воде малышей? Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Ещё один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, А два кислых.
Сколько их?
Четыре спелые груши На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
На забор взлетел петух, Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов?
Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Но один из них устал
И от мишек он отстал. А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?
Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка.
Вместе с лисой – Зайка косой.
Следом за ними- Ёж и лягушка.
Сколько игрушек Расставил Андрюшка?
В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка.
А за ним Полинка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат.
Сколько было вех ребят?
Дарит бабушка лисица Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех пересчитайте?»
Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесёт?
По дороге два мальчика шли И по два рубля нашли.
За ними ещё четыре идут, Сколько они найдут?
Утка морковку в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку ещё ей купить, Сколько их будет?
Ты сможешь сложить?
Потеряла Золушка башмачок, Прибежала с праздника – и молчок. Стали ей потерянный башмак примерять, Сколько же у Золушки их опять?
Карандаш один у Миши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей?
У домика утром Два зайца сидели
И дружно весёлую песенку Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит. Сколько у домика Зайцев сидит?
Два мяча у Ани, Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш! Сколько их? Сообразишь?
Через поле по тропинке прямой Шёл козёл на водопой.
Трёх овечек за собою Вёл он важно к водопою.
Сколько вместе их? Считайте! Ответ быстро называйте!
Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Четыре сороки пришли на уроки. Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно Трудилось сорок?
Белка на ёлке грибочки сушила, Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, два маслёнка,
Три весёленьких опёнка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Скоро праздник, Новый год, Встанем в дружный хоровод. Звонко песенку споём,
Всех поздравим с этим днём. Приготовим всем подарки, Этот праздник очень яркий. Кате, Маше и Алёнке
Мы подарим по Бурёнке, А Андрюшке и Витюше – По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке. Ну а Танечке – Танюше – Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.