Приложение МААМ

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников

Татьяна Васильевна Ивашина
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1. Выше – ниже. Кто выше?

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал: декоративный столик с изображением голубого неба, зеленого луга и реки.

В разных местах столика пришиты крючки. На столе раскрываются фигурки звезд, самолетов, птиц, стрекоз, лягушек, рыб, мелких животных и т. д., вырезанные из картона или выпиленные из фанеры.

Публикация «Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников» размещена в разделах

Содержание игры. Ребенок подходит к столу и достает фигурку. Он называет взятый предмет и прикрепляет его к декоративному столу таким образом, чтобы было отражено его реальное положение в пространстве. Например, если ребенок взял самолетик, он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: "Самолет летит вверху. Рыбка плавает внизу".

В этой игре закрепляются понятия верх – низ, вверху – под. Дети учатся соотносить предметы с реальным окружением, в котором они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания и воображения.

2. Разговоры по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись волшебной палочкой и проводя ею по проводам, вам нужно выяснить, кто звонит по телефону: кто звонит коту Леопольду, крокодилу Гене, колобку, волку.

Вы можете начать игру с рассказа: "В одном городе на одном участке стояли два больших дома. Кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк жили в одном доме. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвать своих соседей. Угадайте, кто кому позвонил.

3. Где чей дом?

Цель. Сравнивая цифры, упражнять детей в умении определять направление движения (вправо, влево, прямо).

Игровой материал. Набор карточек с цифрами.

Правила игры. Ведущий - взрослый. По указанию ребенка он делит цифры на домики. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – направо или налево – сворачивать. Если фигура сворачивает на запрещенную дорожку или проходит не по той дорожке, где выполняется условие, то ребенок теряет очко. Ведущий может заметить, что в этом случае фигура потерялась. Если развилка пройдена правильно, игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, и условия на развилках тоже могут меняться.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Начать игру можно с рассказа сказки: "В некотором королевстве – неизвестном государстве – жили-были три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил поспать, но он был не таким ленивым, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбив и построил себе кирпичный дом.

Каждый из поросят жил в лесу в своем собственном домике. Но наступила осень, и в этот лес пришел злой и голодный серый волк. Он услышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми волшебную палочку и покажи мне, какой дорогой пошел серый волк.)"

Если тропинка привела к дому Ниф-Нифа, то продолжить сказку можно так: "Итак, к дому Ниф-Нифа подошел серый волк, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, разозлился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. Тем временем Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к дому Нуф-Нуфа, взломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, разозлился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что дом Наф-Нафа сделан из кирпича и что он не сможет его сломать, он заплакал от обиды и гнева. Я увидел, что возле дома лежит одна палка, взял ее и ушел из леса голодный. (Сколько палок взял с собой волк)"

Если волк доберется до Нуф-Нуфу, то история меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из дома Наф-Нафа. Если волк доберется до Наф-Нафа сразу, то он уйдет с одной палкой. Количество палочек, которые есть у волка, соответствует количеству набранных им очков (6, 3 или 1). Необходимо следить за тем, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавьте слово.

Цель игры: обучить детей правильному обозначению положения того или иного предмета по отношению к ним самим, развить ориентацию в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: "Давайте вспомним, где находится ваша правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите справа, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите, с той стороны, где находится левая рука? Знаете ли вы, что означают слова "передо мной" и "позади меня"? (Также разъясняет эти понятия). А теперь мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы в нашей комнате, а вы отвечайте такими словами: "справа", "слева", "сзади", "спереди".

Воспитатель говорит:

- Стол стоит. (называет имя ребенка).

- Сзади.

- Полка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок допускает ошибку, педагог предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у вас ближе всего к окну?

- Правая.

6. Внизу – вверху.

Содержание игры.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят "Внизу", либо только в воздухе, тогда дети хором говорят: "Вверху".

Например:

Воспитатель. Орёл.

Дети. Наверху.

Наставник. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Учитель называет предметы в другой обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если он находится внизу, они приседают.

Например, если учитель говорит: "Самолет летит!", дети приседают и т. д.

7. Делайте, как я говорю.

Игровой материал: у детей есть конверты с набором геометрических фигур на листе бумаги; у учителя есть набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Содержание игры. Учитель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (учитель показывает его) должен быть расположен посередине. Слева от круга расположен треугольник, справа - квадрат, вверху - круг, внизу - прямоугольник.

Побеждает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, совершенствуются знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения, развиваются произвольное внимание, наблюдательность и моторика.

Если дети не знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда вы пойдете и что найдете?

Игровой материал: любые игрушки.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плюшевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машинки, позади ребенка – паровоз и говорит:

"Если ты пойдешь вперед, то найдешь машину,

Если пойдешь направо, то найдешь медведя,

Если пойдешь налево, то найдешь матрешку,

Если пойдешь назад, то найдешь паровоз.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?"

Игры могут быть сложными: игрушки прячут под ковер или накрывают бумагой.

Воспитатель говорит:

"Если ты пойдешь вперед, то найдешь куклу",

Если пойдешь направо, то найдешь зайца,

Если ты пойдешь налево, то найдешь мяч,

Если пойдешь назад, то найдешь сверток.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?"

9. Солнце.

Цель: закрепить знания о расположении частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: детям предлагается схематично изобразить лицо человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание еще раз, проговаривая, где расположены все части лица по отношению друг к другу.

10. Скульптор.

Цель: научить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением себя и точкой отсчета при ориентировании, самостоятельно определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки "Пиноккио".

Содержание: детям предлагается макет игрушки "Пиноккио". Пиноккио будет показывать движения, а ребята стараться четко повторять за ним.

Контроллер.

Цель: закрепить навыки ориентации в пространстве в процессе соотнесения детьми парных противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего перед ними человека.

Оборудование: красные и зеленые билетики, обручи.

Содержание: ребенок (контролер) размещается перед другими участниками игры – пассажирами, у которых есть красный и зеленый билеты. Кольца, обозначающие автобусы, размещаются позади "контролера" с правой и левой сторон. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными билетами - в правый.

11. Кто правильно назовет его.

Цель: стимулировать умение определять пространственные соотношения между собой и окружающими предметами.

Содержание: В игре ребенок показывает свою правую руку и называет то, что находится справа, а затем его просят закрыть глаза, несколько раз повернуться в одном месте. Затем откройте глаза, снова покажите правую руку и назовите то, что находится справа от него. Таким образом, работа выполняется и левой рукой.

12. Кто из детей находится близко, а кто далеко?

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет, кто из детей к нему ближе, кто дальше.

13. Автомобильные гонки

Цель: научить детей определять направления движения объектов с помощью слуха, обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разных цветов, размеров, способы управления (обычные и дополнительные, темная повязка на глаза.

Содержание: ребенку предлагаются 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер и звук, издаваемый при движении. Затем дети закрывают глаза и им предлагается с помощью безопасного анализатора (слуха) определить и рассказать, в каком направлении от вас сейчас уехала машина, какого она цвета и размера.

14. Найдите игрушки

Цель: научить детей перемещаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, использовать пространственную терминологию в речи.

Оборудование: различные игрушки

Содержание: Детям сообщают, что все игрушки спрятаны. Чтобы их найти, нужно внимательно выслушать “подсказки” (инструкции) и следовать им. Обнаружив игрушку, ребенок рассказывает, в каком направлении он пошел, в какую сторону повернул, где нашел игрушку.

15. Разведчик

Цель: закрепить умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, научить их составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты разведчик. Тебе нужно добраться до секретного объекта (кабинет медсестры, логопеда, психолога, кухня, запомнить свой путь и все, что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие предметы встречались ему на пути, что было справа, слева от него. Впоследствии ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

16. Волшебный сундук

Цель: закрепить навыки ориентирования в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", небольшие игрушки

Содержание: ребенку предлагается рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель раскладывает эти игрушки на 2 полки сундука. Ребенок просовывает руки в "рукава" и, рассматривая те же предметы, которые уже находятся внутри сундука, рассказывает, где они находятся.

17. Разноцветное путешествие

Цель: закрепить умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, маленькая игрушка.

Содержание: Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из ячеек разного цвета. На первый квадрат помещается игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление движения игрушки командами: на 1 ячейку вверх, на две вправо, стоп! Где оказался ваш герой? Ребенок видит цвет клетки, на которой остановилась его игрушка, и в соответствии с цветом придумывает местоположение своего героя. ( Например: синяя клетка может указывать на то, что герой прибыл к морю, зеленая – на лесную поляну, желтая – на песчаный пляж и т. д.).

Содержание: воспитательница рассказывает детям: "Сегодня ночью был сильный ветер, который задул с неба почти все звезды". Луне на небе стало очень грустно в одиночестве, и она попросила нас помочь ей. Сейчас мы с вами наденем волшебные шляпы и станем астрономами. Луна дала мне фотографию неба до того, как ветер унес звезды и фотографии созвездий, которые были расположены здесь. Теперь вам нужно сделать созвездия из фотографий и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей воспитатель рассказывает легенды о тех созвездиях, которые дети выкладывают.

18. Замри

Дидактическая задача. Научить детей воспринимать свое положение в пространстве, вызывать интерес к пространственному положению предметов и людей по отношению к собственному телу.

Правила игры. Останавливайтесь строго по команде.

Ход игры. "Дети, сегодня мы будем играть в игру "замри". Под музыку вы будете свободно перемещаться по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – "замри". Я назначу детей, которые должны сказать: "Справа от меня., слева от меня. ". Затем я приглашаю детей, не вставая со своих мест, повернуться и ответить на те же вопросы.

19. Мяч находится по кругу

Дидактическое задание. Учитесь понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепляйте значение слов, обозначающих пространственные признаки : справа, слева, над, под, сзади, спереди.

Правила игры. Не роняйте мяч, следуйте команде.

Ход игры. "Дети, сегодня мы будем играть в игру "Мяч по кругу". Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего". Я возьму на себя руководство первой игрой в качестве ведущего (назначенный ребенок может выполнять роль ведущего в последующих играх). Дети по команде передают мяч вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленями, перед собой, за спину.

20. Аист

Дидактическое задание. Научитесь понимать устные инструкции по определению правой и левой сторон вашего собственного тела.

Правила игры. Аист отвечает после того, как дети "спросят у него дорогу". Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему "аист" :

Аист, длинноногий аист,

Покажи мне дорогу домой.

Ведущий "аист" отвечает и показывает движения, а все остальные дети повторяют их. :

Топни правой ногой,

топни левой ногой.

Снова правой ногой,

снова левой ногой.

После этого, с моей правой ноги,

После этого, с левой ноги,

Вот тогда ты вернешься домой.

21. В лесу

Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

- Почему вы так думаете?

- Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

- Что вам это облако напоминает?

- А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

- Покажите правую руку, левую.

- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку : берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

- Берёзка справа от ёлки.

- Ворона над ёлкой.

- Заяц слева от ёлки.

- Лиса идёт к ёлке.

- Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

- Грибок под ёлкой.

- Домик за ёлкой.

- Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.

Игры на формирование ориентировки "на себе"

"Солнышко"

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

"Контролер"

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на липучках для развития ориентировки в пространстве «Разложи по полочкам грибы»Дидактическая игра на липучках для развития ориентировки в пространстве «Разложи по полочкам грибы» Игра представляет собой таблицу, которую необходимо правильно заполнить. Карточки крепятся на нее при помощи липучек. Подобную игру дети.

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Картотека «Дидактические игры для развития умения детей ориентироваться в пространстве»Картотека «Дидактические игры для развития умения детей ориентироваться в пространстве» Фотоотчет оформление картотеки «Дидактические игры на умение детей ориентироваться в пространстве» Из всех разнообразных способов сбора.

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2024 в 13:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Ивашина (УИ 1893267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД