Нина Александровна Волкова
Картотека бесед с детьми 5–6 лет «Они защищали Родину». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
“Защита Родины есть защита и своего достоинства”.
Николай Константинович Рерих
Предисловие.
В последнее время воспитание патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Воспитание патриотизма начинается с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте в душе ребёнка формируются понятия о добре и зле. Рассказы о прошлом нашей Родины, о борьбе добра и зла – важная сторона патриотического воспитания. Без прошлого нет настоящего.
Публикация «Картотека бесед с детьми 5–6 лет „Они защищали Родину“, Часть 1» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Важная веха в истории нашей Родины – Великая Отечественная война, борьба с фашизмом. Не достаточно бесед с детьми о Великой Отечественной войне только раз в году, перед днём Победы. Необходимо в течение учебного года постоянно беседовать с детьми о героях нашей страны, о защитниках Отечества. Но как связать это с тематическим планированием? Предлагаю вам подборку художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования.
Принципы отбора художественной литературы: доступность восприятию детей 5 – 6 лет; небольшие по объёму тексты. Все произведения написаны очевидцами и участниками Великой Отечественной войны. Произведения рассказывают детям о начале войны, о разных военных профессиях, о доблести и доброте наших воинов, о Победе добра над злом, над фашизмом.
Так как произведения написаны в то время, когда наша страна называлась Союзом Советских Социалистических республик, то естественно там говорится о советской армии. Предлагаю в произведениях слова «советская армия», заменять на «российская армия». Данная замена не являются историческим искажением. Россия была основной частью Союза Советского Социалистических республик. В Великой Отечественной войне участвовали разные народы Союза Советского Социалистических республик. Россия – многонациональная страна.
Важно не просто прочитать текст. Необходимо провести беседу с детьми о прочитанном. Большую роль играем эмоциональный настрой педагога. Дети дошкольного возраста очень чувствительны к эмоциям взрослого. Им не так важно, что говорит взрослый, а то, как педагог говорит. Если ребёнок почувствует равнодушие педагога к теме, то и он не воспримет полученную информацию.
Тема недели «Народные культура и традиции»
Лев Абрамович Кассиль «Твои защитники»
(в сокращении).
Задачи. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Твои защитники». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Дать понять, что защита Родины – это народная традиция. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народным традициям.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Твои защитники».
Педагог читает рассказ.
— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.
Вопросы к детям.
Как вы думаете, кто охраняет, защищает нас и нашу Родину?
— Нашу Родину защищает наша Российская армия, Вооружённые силы Российской Федерации.
Дети, кто напал на нашу страну в 1941 году?
— В 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии. Фашисты – это люди, которые считают себя лучше всех. Остальные люди должны быть их слугами. А тех, кто не хочет им служить, фашисты убивают.
Дети, кто победил фашистов?
— Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.
Дети, как вы считаете, почему во время Великой Отечественной войны все российские люди встали на защиту Родины от фашистов?
— Защита Родины – это народная традиция. Во все времена россияне защищали свою Родину и всегда побеждали. "Важное и славное дело – защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!"
Дополнительно. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.
Беседа.
— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В нашем городе Челябинске в Тракторозаводском районе есть Сад Победы. Напротив входа в парк высится монумент «Защитникам отечества», к которому ведёт аллея из плит с георгиевскими лентами и именами челябинцев, которые погибли в Великую Отечественную войну. Эту композицию придумали архитектор Глеб Николаевич Сухоруков и художник Александр Сергеевич Бовкун под руководством знаменитого архитектора Евгения Викторовича Александрова, участник Великой Отечественной войны.
Никто не забыт, ничто не забыто! Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику цветы.
Тема недели «Наш быт»
Сергей Алексеевич Баруздин «За Родину».
Задачи. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить с рассказом Сергея Алексеевича Баруздина «За Родину». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Сергея Алексеевича Баруздина «За Родину».
Педагог читает рассказ.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
Нас защищают солдаты. Какие военные профессии вы знаете?
— Стрелки, автоматчики, пулемётчики, снайперы, артиллеристы, танкисты, военные моряки и лётчики и ещё много других военных профессий мы можем назвать.
Во время войны, часть солдаты сражались в тылу врага. Как называют лесных солдат?
— Лесные солдаты – партизаны.
Дети, что защищают солдаты в годы войны и в мирное время?
— Солдаты защищают Родину, свой дом, свою семью.
Дополнительно. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.
Беседа.
— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В нашем городе Челябинске в Центральном районе возле школы-гимназии № 1 стоит памятник «Подвиг». Создали памятник скульптор Виктор Петрович Бокарев и архитектор Илья Владимирович Талалай.
Молодой раненый боец в правой руке держит знамя, а в левой сжимает автомат. Рядом с монументом установлены девять плит, на которых высечены 80 фамилий погибших учеников и учителей школы.
Никто не забыт, ничто не забыто! Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику «Подвиг» цветы.
Тема недели «Кто как готовится к зиме»
Юрий Олиферович Збанацкий «Щедрый ёжик».
(перевод с украинского А. Островского)
Задачи. Формировать интерес детей к исторической литературе. Познакомить с рассказом Юрия Олиферовича Збанацкого «Щедрый ёжик». Помочь детям понять поступки литературных героев. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.
Чтение.
— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, разведчики – это кто?
— Разведчики – это солдаты, которые скрытно пробираются в тылы врага, чтобы выведать секреты и тайны врагов. Дети, как вы думаете, кому дают звания Герой Советского Союза, Герой России?
— Звание Героя – это самое высокое звание, награда за заслуги перед Родиной и народом, награда за геройский подвиг. Я прочитаю вам рассказ украинского писателя, Героя Советского Союза, партизанского командира Юрия Збанацкого «Щедрый ёжик». Вот такая история произошла с защитником Родины во время войны.
Педагог читает рассказ.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
Дети, почему герой рассказа оказался в лесу, в тылу врага?
— Как-то ночью отправились мы с товарищами в разведку. Герой рассказа – разведчик.
Как вы думаете, что может произойти с человеком, у которого нет воды и еды?
— Без воды и еды человек умрёт.
Дети, почему герой рассказа не мог сам найти в лесу еду и воду?
— Разведчик был ранен в ногу и не мог ходить.
Что спасло разведчика от голодной смерти?
— Разведчик нашёл кладовую ежа.
Дети, как вы считаете, почему автор назвал ёжика щедрым?
— Щедрый тот, кто охотно делится своими запасами с другими. Ёжик не ушёл в другое место, а продолжать носит лесные дары в кладовую, из которой брал еду разведчик.
Дети, какие чувства у вас вызывает рассказ Юрия Збанацкого «Щедрый ёжик»?
— Защита Родины – трудная работа. Дети, уважайте тех, кто нас защищает.
Тема недели «Здоровей-ка»
Лев Абрамович Кассиль «Сестра».
Задачи. Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Сестра». Развивать внимание, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.
Чтение.
— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Сестра».
Педагог читает рассказ.
— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.
Вопросы к детям.
О какой сестре рассказывается в рассказе?
— О медицинской сестре – помощнице врачей. В годы войны многие девушки и женщины служили в армии. Они работали медицинскими сёстрами, выносили раненых с поля боя, делали перевязку.
Дети, какая медицинская сестра в рассказе?
— Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
— Дети, труд медицинских сестёр уважайте. Они вместе с солдатами защищают нашу Родину.
Дополнительно. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.
Беседа.
— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В нашем городе Челябинске на проспекте Победы стоит памятник медицинским сёстрам, спасительницам солдат–воинов. Называется памятник «Поклон тебе, сестричка». Скульптор Алексей Тишин.
Никто не забыт, ничто не забыто! Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику цветы.