Лучший педагог года

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»

Людмила Владимировна Абалмазова
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс по теме :

«Вариативность артикуляционной гимнастики.

Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский сад № 5 станица Старощербиновская

Публикация «Мастер-класс „Вариативность артикуляционной гимнастики, Инновационные методики“» размещена в разделах

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой

полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, усидчивости. Для достижения этих целей использую сказочные сюжеты.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.

Для специалиста, работающего с детьми с речевыми нарушениями,

стоит задача поиска эффективных методов формирования

произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками

нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе,

постепенное формирование у ребёнка прочных навыков.

Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей

стабильные результаты.

И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме,

заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

В своей работе использую различные варианты проведения речевой гимнастики, как традиционные так и инновационные (нестандартные).

К традиционным приёмам, способам выполнения артикуляционной гимнастики относятся :

1. Подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики;

2. Знакомство с органами артикуляции;

3. Самомассаж;

4. Артикуляционная гимнастика в стихах;

5. Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зондов, шпателей.

Инновационные приёмы при выполнении артикуляционной гимнастики в рамках логопедических занятий.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики :

1. Применение в логопедической гимнастике, пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок.

2. Биоэнергопластика – со дружественные движения органов речи и пальцев рук.

3. Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов.

4. Истории о путешествиях Язычка.

5. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.

6. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.

7. Пальцам - штриховка, а язычку –подготовка.

8. Логопедическое пособие «Кубик-бросай, язычком выполняй».

9. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение (детские песни, песни из мультипликационных фильмов)

3. Упражнения с шариком. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

4. Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

3. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 10-20 см, ширина 2-4 см.

1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.

Выполняется в течение 10-15 секунд.

2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.

Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, далее, наоборот, из левого угла в правый и т. д.

Выполняется 10 раз.

4. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.

Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.

6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

4. Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

5. Артикуляционная гимнастика в содружестве с Песочной терапией.

6. Выработка длительного речевого дыхания.

Публикации по теме:

Фрагмент артикуляционной гимнастики «Как скучное сделать веселым» Видео Уважаемые родители и педагоги, предлагаю фрагмент артикуляционной гимнастики, которую можно провести под видео сопровождение. За основу.

Картотека артикуляционной гимнастики Комплекс №1 (старшая группа: сентябрь-декабрь) «Бегемотик» «Заборчик» - «Трубочка» Заборчик» - «Бублик» «Блинчик» «Накажем язычок» «Птенчики».

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике на тему: «Веселые язычки». Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике на тему: «Весёлые язычки» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с понятием.

Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики Самое главное в выполнении артикуляционной гимнастики, как и для любой другой гимнастики, – это систематичность. Поэтому проводить артикуляционную.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Рекомендации для воспитателей и родителей по проведению артикуляционной гимнастики Цель проведения артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,.

Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии речи ребенка. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития.

Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики» Консультация для родителей «Роль и значение артикуляционной гимнастики». Подготовила:учитель-логопед Подбородникова Т. В. Своевременное.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 22:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Абалмазова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД