Людмила Владимировна Абалмазова
Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме :
«Вариативность артикуляционной гимнастики.
Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»
Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский сад № 5 станица Старощербиновская
Публикация «Мастер-класс „Вариативность артикуляционной гимнастики, Инновационные методики“» размещена в разделах
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой
полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у учащихся воображения, усидчивости. Для достижения этих целей использую сказочные сюжеты.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.
Для специалиста, работающего с детьми с речевыми нарушениями,
стоит задача поиска эффективных методов формирования
произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками
нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе,
постепенное формирование у ребёнка прочных навыков.
Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей
стабильные результаты.
И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме,
заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
В своей работе использую различные варианты проведения речевой гимнастики, как традиционные так и инновационные (нестандартные).
К традиционным приёмам, способам выполнения артикуляционной гимнастики относятся :
1. Подготовка к выполнению артикуляционной гимнастики;
2. Знакомство с органами артикуляции;
3. Самомассаж;
4. Артикуляционная гимнастика в стихах;
5. Артикуляционная гимнастика с использованием логопедических зондов, шпателей.
Инновационные приёмы при выполнении артикуляционной гимнастики в рамках логопедических занятий.
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики :
1. Применение в логопедической гимнастике, пластиковых и деревянных палочек, трубочек, сосок.
2. Биоэнергопластика – со дружественные движения органов речи и пальцев рук.
3. Артикуляционная гимнастика по страницам стихов, мультфильмов.
4. Истории о путешествиях Язычка.
5. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.
6. Артикуляционная гимнастика с использованием разнообразных игрушек.
7. Пальцам - штриховка, а язычку –подготовка.
8. Логопедическое пособие «Кубик-бросай, язычком выполняй».
9. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение (детские песни, песни из мультипликационных фильмов)
3. Упражнения с шариком. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.
4. Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
3. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 10-20 см, ширина 2-4 см.
1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.
2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, далее, наоборот, из левого угла в правый и т. д.
Выполняется 10 раз.
4. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.
6. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».
4. Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
5. Артикуляционная гимнастика в содружестве с Песочной терапией.
6. Выработка длительного речевого дыхания.