Резеда Федюкова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №58 «Тополек»
города Набережные Челны
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Птицы в лесу»
для детей 5-6 лет.
Федюкова Р. Р. воспитатель
1 кв. категории, стаж работы 22 года.
Мирзаянова З. А., воспитатель,
стаж работы 7 лет.
2014 год
«Птицы в лесу»
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект занятия в старшей группе „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Цель: формирование начал экологической культуры у детей, воспитание любви и бережного отношения к природе, к её обитателям.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их; совершенствовать знания детей о перелётных и зимующих птицах; формировать представление об их приспособленности к сезонно-меняющимся условиям природы.
Развивающие: развивать речь, мышление, внимательность, воображение.
Воспитательные : воспитывать у детей сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в зимнее время.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; чтение рассказа В. В. Бианки «Лесные домишки»; дидактическая игра «Что это за птицы», «Третий лишний»; рассматривание картин из серии «Птицы».
Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД.
Наглядность: кукла Баба-Яга, картинки с изображением лесных птиц (трясогузка, иволга, соловей, кукушка, поползень, синица, клёст, дятел, сорока, сова, снегирь); листок из «Экологической тетради для дошкольников» С. Н. Николаевой; простой и цветные карандаши.
Индивидуальная работа: побуждать отвечать на вопросы Рината, Тимура, Евгения.
Методические приё мы: словесные, наглядные, практические.
Ход НОД:
Раздается стук.
Воспитатель : Ребята, кто-то к нам спешит… (в группу приходит Баба-Яга)
Баба-Яга: Ой, ребята, беда, беда какая!
Воспитатель : Здравствуй, Баба-Яга! Что случилось?
Баба-Яга: Ах, ребята! Я так разволновалась, что даже с вами поздороваться забыла. Здравствуйте, мои милые, здравствуйте мои хорошие (обходит детей, гладит их по голове)
Воспитатель : Баба-Яга, объясни толком, что случилось?
Баба-Яга: Вот я и говорю- беда! Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы и не слыхать их, и не видать. Изредка простучит дятел и – тишина. Вот беда-то, какая, птицы пропали (плачет).
Воспитатель : Баба-яга, ты не расстраивайся, сейчас мы с ребятами разберемся по порядку, а ты посиди и послушай. Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются? (Перелетные).
Баба-Яга: Какие такие перелетные? (Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края).
Воспитатель : Тимур, каких перелётных птиц ты знаешь? А ты Евгений? (Дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц).
Баба-Яга: А почему они улетают, замерзнуть бояться что ли? (Им есть нечего).
Баба-Яга: Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов. (Нет, они питаются насекомыми и их личинками. А зимой насекомые одни погибают, другие прячутся в трещинах земли, в разные щели, залезают под кору деревьев).
Воспитатель : Поэтому птицам, для которых насекомые- основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются Ринат? (Зимующие).
Воспитатель : Каких зимующих птиц вы знаете? Тимур, как ты думаешь, что помогает им выжить в нелёгких зимних условиях? Евгений, чем питаются птицы зимой? (Дети называют и рассказывают о зимующих птицах, находят картинки с изображением птиц и выставляют на доске).
Дятел - у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубины щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.
Сова - хищная птица, охотится на мышей.
Синичка - синиц много разных- хохлатые, синички- гаички, лазоревки, длиннохвостая синичка, но всех их легко отличить по белым «щечкам» по бокам головы. Синички отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек.
Воспитатель : Ребята, а что это за птица? (показывает картинку). Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой (Поползень).
Баба-яга: А для чего он так бегает, чтобы удивлять лесных жителей акробатическими упражнениями? ( Он себе так еду находит: бежит быстро, но успевает в щель заглянуть, в трещинку коры, ищет спрятавшихся насекомых. Клюв у поползня сильный, он может даже разбить жёлудь или лесной орех).
Воспитатель : А ещё поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, жёлуди и сухие ягоды. Зимой это очень помогает не только ему, но и другим птицам. Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же день короткий- поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее - не оставляют люди в беде птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную - мороз убьёт». Ребята, какой совет можно дать Бабе-Яге, чтобы лесные птицы не улетали от её избушки? Как ты думаешь, Екатерина? А ты Александр? (Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц).
Баба-Яга: А чем их кормить, я не знаю.
Воспитатель : Евгений, расскажи Бабе-Яге, чем можно кормить птиц? (Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синичек вывесить кусочек свежего сала, только не солёного).
Воспитатель : А знаешь, Баба-Яга, раз ты живёшь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показывает картинку) Как ребята, она называется? (Клёст).
Баба-Яга: И что в ней такого удивительного? (У неё небольшой клюв – крестиком).
Баба-Яга: Ой, да таким клювом ни крошки не склевать, ни мышки не поймать.
Воспитатель : А клесту и не надо, ведь самая лакомая еда для него - еловые и сосновые семена шишек и крепкий клюв крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнёздах из еловых веточек сидят малыши-пуховички.
Баба-Яга: Птенцы зимой? Вот так чудеса, диковиннее, чем в сказках.
Воспитатель : Но если разобраться, никакого чуда здесь нет. Зимой в лесу много еловых и сосновых шишек, а раз пищи много и гнездо тёплое, почему бы и не выводить птенцов.
Физкультминутка:
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди, лебеди летели
И на воду сели. Сели, посидели,
Снова полетели.
(Дети имитируют движения птиц, согласно тексту стихотворения).
Воспитатель : А теперь ребята, давайте заглянем с вами на лесную опушку. (Дети садятся за столы, перед ними на столах листы из «Экологической тетради» на странице «Птицы в лесу»).
Воспитатель : Евгений, скажи, какие деревья растут на опушке? (Рябины).
Воспитатель : Ринат, как ты догадался, что это рябина? (На ветках висят гроздья ягод рябины).
Воспитатель : Какие птицы и зачем прилетают на опушку леса? (Снегири, они очень любят лакомиться ягодами рябины).
Воспитатель : Как вы их узнали? (У снегиря- самца ярко-красная грудка, а у самки - темно-серая).
Баба-Яга: Вот несправедливость, какая! Раз ты самец, то красавец, а самка- серенькая да незаметная.
Воспитатель : Вот именно, Баба-Яга, незаметная. Ильгиз, почему самкам необходим скромный, незаметный наряд? (Самки высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам).
Воспитатель : Какие ещё птицы могут прилетать на опушку леса? (Синички, поползни).
Воспитатель : Как вы думаете, что надо сделать, чтобы птицы почаще прилетали на эту опушку леса? (Повесить кормушки с кормом на деревья).
Воспитатель : А сейчас разукрасьте снегирей на листе, нарисуйте других птиц, которые прилетели на опушку. И не забудьте нарисовать кормушки.
Дети выполняют задание. Баба-Яга подходит к детям, хвалит за аккуратную работу, задает вопросы, дает советы, как лучше выполнить задание.
Баба-Яга: Спасибо вам дети, что помогли мне разобраться во всем. Поспешу я домой.
Воспитатель : Подожди, Баба-Яга, останься, а мы покажем тебе, какие кормушки висят за окном группы и на участке детского сада.
Баба-Яга: Хорошо посмотрю, а потом побегу мастерить кормушки для птиц.
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю в выходной день сделать вместе с родителями кормушки для птиц, сходить в парк и повесить кормушки с кормом. Понаблюдайте, какие птицы прилетят, а потом нам расскажете. Сейчас пойдем и покажем Бабе-Яге наши кормушки.