Ольга Иванова
Календарно — тематическое планирование по теме: «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование по теме : «Птицы»
«Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребё нка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
Публикация «Календарно — тематическое планирование по теме: „Птицы“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
В группе для детей с нарушением зрения педагогическая работа по теме «Птицы» строится в двух направлениях:
1)-формирование предметного образа
Задачи:
- формировать элементарные представления о диких и домашних птицах (петух,курица,воробей,голубь,грач,ласточка) :
-дать первоначальные представления о диких птицах (улетают в теплые края) :
- знакомить с внешним видом птиц : учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых птиц (воробей маленький у него есть голова, тело, лапки, крылья и хвостик, на голове черные глаза и маленький клюв, познакомить с особенностями поведения (он летает, прыгает, клюет зёрнышки и крошки, поёт "чив-чив";
Формирование качественных образов внешнего возможно только при специально организованном на полисенсорной основе процессе.
Используя объёмные и изобразительные наглядные пособия, дети учатся обследовать объект, выделять и различать признаки: цвет, форму, размер, местоположение в пространстве, а также знакомятся с особенностями передвижения, питания птиц. Т. Е. формируется зрительный образ птиц. Используя звукозаписи с голосами птиц, формируется слуховой образ. Овладение словарём по теме является важным компонентом для формирования полных и точных представлений, т. к считается, что пусковым механизмом для возникновения в сознании ребёнка образа чаще всего является словесный сигнал. Поэтому в НОД, необходимо, активно использовать игры и упражнения с целью формирования лексики по данной теме. Закрепление знаний о птицах происходит в процессе чтения рассказов, стихов, отгадывания загадок. Чтение рассказов стихов о птицах помогает формировать, уточнять, конкретизировать их образ. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрый, отважный, шустрый, неторопливый, длиннохвостый и др.).При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове- обобщении.
2)- закрепление предметного образа происходит в процессе НОД по развитию речи, а также в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе функционируют следующие центры развития детей:
1)центр двигательной деятельности
2) центр сюжетной игры
3) центр знаний
4) центр познавательно-исследовательской деятельности
5) центр книги
6)центр музыкально-художественного творчества
7) центр конструирования
8) центр изобразительного творчества
9) центр трудовой деятельности
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций тифлопедагога и логопеда, что делает их взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, особенностями коррекции зрительного восприятия и преодоления речевых нарушений у детей с нарушением зрения.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре зрительных нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция нарушений зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Например, центр изобразительного творчества на неделе л. т. «Птицы» пополняется картотекой тематических книжек-раскрасок с образцами, карточками для раскрашивания и заполнения контурных изображений изучаемых птиц используя нетрадиционные техники. (пальцевая живопись, печатание, отпечатывание и др.); иллюстрации к известным потешкам и стихотворениям о птицах.
В книжном центре- сезонная литература, тематические альбомы, книжки-раскладушки, изготовленные детьми вместе с родителями; книги по программе в соответствии с темой.
Центр речи обновляется дидактическими играми, направленными на развитие словаря, грамматического строя речи. Например, «сложи птицу и назови её части», «Мама и птенцы»,.
- картотекой пальчиковых игр,. ;
- сюжетными картинами и сериями сюжетных картинок ;
- картотекой предметных картинок (птицы, перо, червяк, кормушка и т. д)
Центр сюжетной игры -атрибутами для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, а так же клетка, корм для птиц,
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, фигурки птиц.
театральный уголок – костюмы, маски, атрибуты для постановки, фотографии детей. участвующих в театральных постановках, мини сценарии постановок,
Коррекционный уголок – дидактические игры, напрвленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия «Птичье лото», «Сложи картинку», «Найди такую же птицу». «Найди отличающуюся птицу» и т. д.
Этапы формирования образа птицы :
1эт. отбор наглядного материала, отобранного с учетом уровня его сложности. Успех зависит от мотивации
2 эт. выделение и различение признаков объекта: яркости, яркости, контраста, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей.
3 эт. мыслительный синтез комплекса признаков, на основе чего возникает первоначальный зрительный образ.
4эт. сличение первоначально возникшего образа с образом – эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти.
5 эт. отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту к определенной категории (домашние, зимующие, перелетные птицы).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ «ПТИЦЫ»
Формирование зрительного образа включает несколько этапов и учитывает 3 уровня зрительного восприятия (сличение, узнавание, называние) :
1этап-обнаружение обьекта, выделение его среди многообразия обьектов и сосредоточения на нем внимания.
(связан с отбором наглядного материала (натуральные наглядные обьекты, в том числе птицы, наблюдаемые детьми на прогулках, экскурсиях; обьёмные наглядные пособия-чучела птиц, изобразительные наглядные пособия-рисунки, картины, фотографии, кинофильмы и. т. д.). Уже в пятницу перед началом темы «Птицы» с детьми проводится наблюдения за птицами на прогулке, для родителей вывешивается информационный листок по данной теме, где предлагается материал по теме. В понедельник дети попадают в «царство птиц» - где король – воробышек, о нем и пойдет разговор в течении недели.
2этап-связан с выделением и различением признаков обьекта (цвета, формы, размера, месторасположения в пространстве)
Дидактические игры и упражнения:
- «нахождение парных обьектов одинаковых по окрасу оперенья (величине птицы)
- «поиск двух одинаковых рисунков» (нахождение двух рисунков отличающихся между собой). Для подключения полисенсорных механизмов к овладению темой, во вторник, проводится лепка.
3этап-происходит мысленный синтез комплекса признаков, на основе чего возникает первоначальный целостный зрительный образ
«составление целого изображения из его частей» «нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений»
. В среду проводится рисование птицы – закрепление образа птицы.
4этап-связан со сличением первоначально возникшего образа с образом эталоном
«распознавание контурных законченных и незаконченных изображений»
(наложение силуэта на контур, выделение заданного контура из зашумлённого перцептивного поля, выбор контурного изображения по образцу (слову-названию, словесному описанию)
«чтение перечёркнутых изображений (степень маскировки различная)»
1. -узнавание обьекта, поиск пары, определение лишнего изображения, определение недостающего изображения. Более того в четверг уточняются все сведения об отличительных. существенных признаках изученных птиц на ознакомлении с окружающим миром. Рассказы, сказки, стихи.
5 этап-в результате сличения осуществляется категоризация-отнесение образа, соответствующего воспринимаемому обьекту к определённой категории (домашние, зимующие, перелётные птицы)
«группировка изображений птиц по одному отдельному признаку»
-поиск по образцу
«группировка изображений птиц по словесному заданию без образца»
1. -создание и называние групп, выкладывание изображений птиц входящих в названную группу. В пятницу рекомендуется оречевлять пройденное по теме. Формирование словаря и овладение им.
1.
2. Величина объектов в целом.
3. Форма и величина объекта в целом
4. Работа по развитию речи – анализ и сравнение птиц :
5. Части тела птицы. форма и величина отдельных частей тела птицы
6. Чем покрыто тело птицы?
7. Окраска оперения.
8. Способы передвижения (летает, прыгает, скачет, ходит)
1. Питание (семена, насекомые)
2. Сезонные особенности (зимующие, перелетные)
3. Место, где живет птица
4. Место обитания в природном сообществе (город, лес, болото)
5. Как кричит птица?
6. Приспособительные особенности, защита от врагов
7. Значимость по отношению к человеку
Видовая и родовая принадлежность
Завершается «тема» прощальной экскурсией в «Страну птиц», включая новую подвижную игру «Птицы улетели, птицы прилетели».
В течение года:
2-я неделя октября – темы «Осень», «Перелетные птицы»;
2-я неделя декабря – тема : «Зимующие птицы»;
4-я неделя января – тема : «Домашние птицы»;
1 = я, 2-я неделя апреля – тема : «Весна», «Перелетные птицы».
Перечень птиц для ознакомления
в разных возрастных группах.
№ Названия Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Домашние птицы
1 Петух +
2 Курица +
3 Утка +
4 Гусь +
5 Индюк +
Зимующие птицы
1 Воробей +
2 Ворона +
3 Голубь +
4 Галка +
5 Дятел +
6 Синица +
7 Сорока +
8 Сова +
9 Снегирь +
10 Щегол +
Перелетные птицы
1 Грач +
2 Скворец +
3 Свиристель +
4 Ласточка +
5 Кукушка +
6 Журавль +
7 Цапля +
8 Трясогузка +
9 Лебедь +
10 Соловей +
11 Жаворонок +
12 Стриж +
Лексический материал по теме : «Птицы»
Возрастная группа Существительные Прилагательные Глаголы Наречия
Домашние птицы
Младшая группа Курица, петух, цыпленок, тело, перья, пух, дом, крошки, семечки, трава Круглая, громкий, желтый, зеленый, пушистый, легкий Прыгать, пищать Громко
Зимующие птицы
Младшая группа Птица, воробей, голубь, стайка, голова, глаза, тело, лапка, крылья, перышки, хвост, клюв, зернышки, хлеб, семечки, гусеница, гнездо. кормушка. Маленький, круглый, черный, серый, коричневый, дружный, мягкий, заостренный. Летать, прыгать, подпрыгивать, махать, клевать, бегать, чирикать, гулить, нахохлиться. Громко, тихо.
Перелетные птицы
Младшая группа Грач, ласточка, касатка, проталина, грачевник. пищать, кружить в воздухе, рыться, раскапывать, извлекать, щебетать.