Ольга Русина
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: Овощи
Пересказ сказки «Лиса и козел» Развитие умений пересказывать сказку.
Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.
Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по развитию речи для старшего возраста» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Загадка про лису.
Чтение сказки.
Беседа по сказке. Объяснение непонятных слов.
Повторное чтение сказки.
Пересказы детей.
Физминутка.
Д/и «Кто хитрее?»
Д/и «Цепочка слов»
Итог. Что делали? Чему научились? 1, с. 297
Тема недели: Фрукты
Составление рассказа по картине «В школу»
Развитие умений составлять сюжетный рассказ.
• Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи.
• Развивать интерес к знаниям, желание учиться.
• Воспитывать уважение к труду педагога. Рассматривание картины. Беседа по содержанию картины.
Д/и «Слова – родственники»
Рассказы детей по картине.
Физминутка.
Д/и «Будь внимательным».
Итог. Что делали? Чему научились?
ОКТЯБРЬ
Тема недели: Ягоды
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Упражнение в пересказе рассказа.
• Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
• Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишье с разной силой голоса.
• Развивать умение импровизировать.
• Воспитывать любовь ко всем временам года.
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию рассказа.
Повторное чтение рассказа.
Пересказы детей.
Физминутка.
Д/и «Что лучше?».
Д/и «Скажи наоборот».
Итог. Что делали? Чему научились?
Тема недели: Грибы. Деревья
Коллективное рассказывание Развитие умений составлять коллективный рассказ.
• Учить употреблению сложноподчиненных предложений.
• Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные к существительным в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.
• Развивать внимание, усидчивость.
• Воспитывать интерес к слову. Рассматривание картинки. Беседа о зайцах.
Д/и «Слова-родственники».
«Чтение» письма от зайчика.
Физминутка.
Д/и «Угадай, кто?».
Итог. Что делали? Чему научились?
Тема недели: Хлеб (урожай, труд людей)
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Упражнение в пересказе рассказа.
• Учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам.
• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.
• Развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.
• Воспитывать интерес к жизни животных. Чтение рассказа.
Беседа по содержанию рассказа.
Повторное чтение рассказа.
Пересказы детей.
Физминутка.
Д/и «Подбери другое слово».
Д/и «Назови слова».
Итог. Что делали? Чему научились?
Тема недели: Осень (признаки, труд людей)
Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца» Развитие умений рассказывать сказку на заданную тему.
• Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга.
• Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов.
• Учить регулировать силу голоса.
• Развивать творческие способности, фантазию.
Загадывание загадок про зайца и ежа.
Д/и «Слова – родственники».
Д/и «Скажи похоже».
Придумывание сказки.
Физминутка.
Д/и «Скажи наоборот».
Д/и «Скажи по-разному».
Итог. Что делали? Чему научились?