Кудрявцева Маргарита
Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности:
Окружающий мир
Цель: Ознакомление с окружающим миром и природой
Задачи образовательной деятельности Содержание
образовательной деятельности
1) обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное вос-приятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;
2) развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
Публикация «Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по окружающему миру» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
3) расширять представления о себе и своих возможностях в познавательной деятельности с родителями (законными представителями) и членам семьи; про-должать развивать представления детей о труде взрослого;
4) развивать представления детей о своей малой родине, населенном пункте, в котором живут, его достопримечательностях, поддерживать интерес к стране; знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них;
5) расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
6) обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков, знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться. Окружающий мир :
педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
расширяет представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними; подводит к пониманию того, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы, сделаны из разных материалов; дает почувствовать и ощутить, что предметы имеют разный вес, объем; демонстрирует и разъясняет детям способы взвешивания, сравнения предметов между собой, показывая избегание возможности сделать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым);
показывает ребенку существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости, например: если холодно - нужно теплее одеться, если темно - нужно зажечь свет, если сильный ветер - закрыть окно. Указывает на необходимость замечать целесообразность и целенаправленность некоторых действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
педагог продолжает расширять представления детей о членах семьи, о малой родине и Отечестве; представления о населенном пункте, в котором живут, некоторых городских объектах, видах транспорта; расширяет и обогащает начальные представления о родной стране, не-которых общественных праздниках и событиях. Знакомит детей с трудом взрослых в городе и сельской местности; знакомит со спецификой зданий и их устройством в городе и селе (дома высокие, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, с печкой, садом, огородом, будкой для собаки и так далее, с разными учреждениями: общеобразовательные организации, ДОО, поликлиники, магазины, парки, стадионы и другие.
Природа:
педагог продолжает знакомить ребенка с многообразием природы родного края, представителями животного и растительного мира, изменениями в их жизни в разные сезоны года. Демонстрирует процесс сравнения группировки объектов живой природы на основе признаков (дикие - домашние, хищные - травоядные, перелетные - зимующие, деревья - кустарники, травы - цветковые растения, овощи - фрукты, ягоды, грибы и другое). Знакомит с объектами и свойствами неживой природы (камни, песок, глина, почва, вода, с явлениями природы в разные сезоны года (листопад, ледоход, гололед, град, ветер); свойствами и качествами природных материалов (дерево, металл и другое, используя для этого простейшие опыты, экспериментирование;
в процессе труда в природе педагог формирует представление детей об элементарных потребностях растений и животных: питание, вода, тепло, свет; углубляет представление о том, что человек ухаживает за домашними животными, комнатными растениями, за огородом и садом, способствует накоплению положи-тельных впечатлений ребенка о природе.
Режим реализации программы
Общее количество организованной
образовательной деятельности
(ООД) Периодичность
организованной образовательной деятельности
(ООД) Длительность
организованной образовательной деятельности
(ООД) Форма организации организованной
образовательной
деятельности
(ООД)
36 1 20 минут групповая
Тематическое планирование
№
п/п Программное содержание Количество
образовательных ситуаций
(часов)
1 Ознакомление с предметным окружением 10
2 Ознакомление с миром природы 9
3 Ознакомление с социальным миром 9
4 Формирование основ безопасности 9
Итого 36
Парциальные программы
• «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.
• «Юный эколог» Николаева С. Н.
• «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. А. Алешина
Календарно-тематическое планирование курса
№
Плановые сроки про-хождения Организованная образовательная деятельность
Тема занятий Программные задачи Методическое обеспечение
1 «Расскажи о любимых предметах»
(Ознакомление с предметным окружением)
Развитие
познавательно-исследовательской
деятельности Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Формировать умение описывать предмет, называть его, определять его детали, функции, материал.
Закреплять понятия: высокий - низкий, широкий - узкий; твердый – жидкий и т. д., показать детям возможность использования понятий в игровых целях. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 1, стр. 12
2 «Мои друзья»
(Ознакомление
с социальным
миром) Знакомить с понятиями «друг», «дружба».
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 2, стр. 38 - 39
3 «Что нам осень принесла»(Ознакомление с миром природы)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
«Превращение». Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: трава была зеленой, будет (станет) желтой, тигренок был маленький, будет (станет) большой. О. А. Соломенникова «Ознаком-ление с природой в детском са-ду», стр. 28
С. Н. Николаева «Юный эколог». стр. 25
4 «Петрушка идет трудиться» (Ознакомление с предметным окружением) Учить детей группировать предметы по назначению. Воспитывать желание помогать взрослым. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 2, стр. 13 - 14
5 «Моя семья» (Ознакомление с социальным миром) Познакомить с понятием «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 1, стр. 35 - 37
6. «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» (Ознакомление
с миром природы) Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 30 -33.
С. Н. Николаева «Юный эко-лог». стр. 25
7. «Петрушка идет рисовать» (Ознакомление с предметным окружением) Продолжать учить детей группировать предметы по назначению. Развивать любознательность. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 3, стр. 15 - 16
8. «Детский сад наш так хорош, лучше сада не найдешь» (Ознакомление с социальным миром) Уточнить знания детей о детском саде. Расширять представления о людях разных профессий, работающих в детском саду. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 3, стр. 39 - 40
9. «Безопасное поведение на улице» (Формирование основ
безопасности) Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; на которой живут дети. Объяснить, как важно знать свой адрес и в каких ситуациях эти знания необходимы. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 127 - 128
10. «Петрушка – физкультур-ник» (Ознакомление с предметным окружением) Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 4, стр. 16 - 17
11. «Замечательный врач» (Ознакомление с социальным миром) Дать детям представления о значимости труда врача и мед-сестры, их заботливом отношении к людям. Отметить, что результат труда зависит от отношения человека к труду (деловые и личностные качества). О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 7, стр. 45 - 46
12. «Осенние посиделки. Бесе-да о домашних животных»(Ознакомление
с миром природы) Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Уточнить представление о взрослых животных и детенышах. Формировать желание заботиться о домашних животных. Развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 38-40.
С. Н. Николаева «Юный эко-лог», стр. 32,38,42
13. «Опасные ситуации: кон-такты с незнакомыми людьми на улице»
(Формирование основ безопасности) Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 42 - 45
14. «Воздушный шарик» (Ознакомление с предметным окружением)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Познакомить детей со свойствами резины.
Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 5, стр. 20
15. «Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу»
(Ознакомление с миром природы)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе (холод, отсутствие воды, короткий день- мало света и т. д.) Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
«Вода». Формирование представлений об агрегатных пре-вращениях воды и сезонных изменениях в природе. Про-должать формировать представления о свойствах воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится). Развитие способностей к преобразованию, представлений о зиме и лете. Формирование действий превращения. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 41-43.
С. Н. Николаева «Юный эко-лог», стр. 28
16. «Опасные предметы» (Формирование основ безопасности) Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 58 - 60
17. «В мире стекла» (Ознакомление с предметным окружением)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность.
Учить определять предметы, изготовленные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 7, стр. 22 -23
18. «В гостях у музыкального руководителя»(Ознакомление с социальным миром) Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 8, стр. 46 - 47.
19 «Путешествие по зимнему лесу" (Ознакомление с миром природы)
Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия) С. Н. Николаева «Юный эко-лог», стр. 60
20. «Опасные ситуации дома» (Формирование основ безопасности) Дать детям представление о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита и др.) Поразмышлять с детьми, что может случиться, если нарушаются простые правила без-опасного поведения. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 66-70.
21. «В мире пластмассы»(Ознакомление с предметным окружением)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности Познакомить детей со свойствами пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к ве-щам. Развивать любознательность. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 8, стр. 23.
22. «Стайка снегирей на ветках рябины» (Ознакомление
с миром природы) Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 48-50,
С. Н. Николаева «Юный эко-лог», стр. 53-56.
23. «Наша армия» (Ознакомление с социальным миром) Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитник Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). Воспитывать гордость за наших воинов. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 9, стр. 47 - 51.
24. «Микробы и вирусы» (Формирование основ безопасности) Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 96 - 97
25. «Путешествие в прошлое кресла» (Ознакомление с предметным окружением) Знакомить детей с назначением предметов домашнего оби-хода. Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма) О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 16, стр. 29 - 30.
26. «Мой город» (Ознакомление с социальным миром) Продолжать закреплять знания детей о названии родного города (поселка, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строи-ли город (поселок, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок). О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 6, стр. 43 - 45.
27. «Мир комнатных растений» (Ознакомление с миром природы) Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 57-59.
28. «Витамины и полезные продукты» (Формирование основ
безопасности) Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 101 - 102
29. «Путешествие в прошлое одежды» (Ознакомление
с предметным окружением) Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды. Учить устанавливать связь между материалом и назначением предметов одежды. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 18, стр. 32 - 33.
30. «Весна в лесу» (Ознакомление с миром природы) Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в
землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива,
мать-и-мачеха); формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый мед-ведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка – рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят, птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. С. Н. Николаева «Юный эко-лог», стр. 87
31. «О правилах пожарной без-опасности» (Формирование
основ безопасности) Дать детям представление об опасных предметах и ситуациях, которые могут вызвать пожар. Познакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара, с номером «01», по которому надо звонить в случае пожара. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 61-63.
32. Путешествие в прошлое бумаги. (Ознакомление с предметным окружением) Развитие познавательно-исследовательской деятельности Познакомить детей с историей бумаги, с ее видами. О. B. Дыбина
«Ознакомление с предметным и социальным окружением».
Занятие 11, стр. 25 - 26
33. «Наша Родина – Россия» (Ознакомление с социальным миром) Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», стр. 41 - 43
34. «В гости к хозяйке луга" (Ознакомление с миром природы) Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закрепить знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 59 - 63
35. «Весёлое чаепитие» (Ознакомление с предметным окружением)
Учить детей различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению). Находить различия и сходство между предметами. Учить детей образовывать слова по аналогии. Обратить внимание детей на то, что все предметы сделаны руками человека и поэтому к ним необходимо относиться бережно. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», стр. 46 - 48
36. «Опасные ситуации: кон-такты с незнакомыми людьми на улице»
(Формирование основ безопасности) Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях. Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева
«Безопасность», стр. 42-46.