Ольга Перелигина
Консультация «Как воспитателю организовать работу с ребенком, который протестует против всего»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда педагоги сталкиваются с тем, что ребенок протестует против всего, в ход идут самые разные педагогические приемы. Однако даже крайняя мера – беседа с родителями – часто не дает никакого результата. Родители и сами не знают, почему ребенок себя так ведет, и считают это капризом. Как распознать протестное поведение, какие причины его вызывают и что делать воспитателю, чтобы наладить работу с таким воспитанником.
Публикация «Консультация „Как воспитателю организовать работу с ребенком, который протестует против всего“» размещена в разделах
Протестное поведение может выражать накопленное отрицательное отношение к требованиям взрослых, активное или пассивное несогласие с происходящим и предписанными задачами, ролями, отношениями. Причиной протеста может быть также возрастной или личностный кризис.
Важно понимать, что ребенок не протестует в одиночестве – такое поведение адресовано кому-то, то есть оно социально. Вместе с тем причины его в том, как ребенок воспринимает происходящее, в его личностных особенностях – то есть оно психологично.
Протестные дети очень разные. У них может быть разный уровень интеллекта, социального развития, дружелюбия, агрессивности, успешности. Сложности, которые возникают у воспитателей, связаны не с характером или качеством развития ребенка, а с его внешним поведением и реагированием.
Протестные дети выдают большую реакцию в ответ на типовое воздействие. То есть воспитатель сталкивается с ситуацией, когда привычные профессиональные действия дают непривычно проблемный эффект. Часто после этого педагог пытается изменить ситуацию, и тем самым давит на ребенка. В итоге проблемность ситуации нарастает – ребенок еще больше сопротивляется.
Как бы ни было трудно, в работе с непослушным ребенком нельзя выходить из себя. Есть ряд правил, которым должны следовать педагоги, чтобы общаться с такими детьми продуктивно и спокойно, не давать повода для новых протестов. Стоит отставить личное негодование в сторону и действовать обходными путями.
Не упорствуйте в своем недовольстве поведением ребенка. Не нужно многократно повторять указание и увеличивать меру его негативной эмоциональной окраски: «Саша! Саша, я тебе сказала! Я кому говорю! Да что это за ребенок такой! Все уже сделали, а он еще нет! Это безобразие, маме все передам, а тебя в ясельную группу скажу перевести». Это пример неправильного воспитательного взаимодействия, которое будет вызывать только новые протесты. Фокусируйтесь на том, что хорошо и нужно сохранять, а не на том, что хотите устранить. Во взаимодействии с детьми всегда следует помнить, что внимание взрослого – это награда и один из лучших способов подкрепить поведение ребенка. Что взрослый отмечает и вознаграждает вниманием, то и будет повторяться. Поэтому не вспоминайте случаи протестного поведения, а попробуйте найти в действиях ребенка то, что можно считать позитивным. «Ты ведь обычно меня слушаешь», «Ты такой славный мальчик», «Ты так быстро находишь свою куртку» – подобными похвалами вы закрепите хорошее поведение и свой положительный образ.
Давайте положительную обратную связь. Ребенку с протестным поведением зачастую не хватает положительных эмоций. Постарайтесь построить взаимодействие с ним так, чтобы вы ассоциировались с чем-то положительным. Когда можете, похвалите, скажите о достоинствах ребенка, выразите симпатию к нему. Сразу протестное поведение не уйдет, но основу для лучших отношений вы заложите.
Используйте тактику «Говорящая игрушка». Ищите форму для указаний, которую ребенок примет. Простой способ – говорить не своим голосом: изображайте персонажа сказки или мультфильма. Также можно взять игрушку и попросить ребенка сделать что-либо от ее имени. Например, с детскими интонациями произнести: «А ну-ка, собираемся все по-быстренькому». Этот способ работает, но эмоциональных сил на него хватает не у каждого педагога.
Давайте краткие указания. Где можно, замените предложение словосочетанием, а словосочетание – словом: «Давайте все скорее соберемся на обед» – «Обед!». Иногда слова можно заменять жестами: например, подзывать жестами и показывать, что пора строиться на обед. Когда даете указания, лучше использовать существительные, а не глаголы: «одежда» вместо «одеваемся».
Используйте прием «А спорим…». Вводите в практику работы игровой прием, когда вы «спорите» с детьми, что они не успеют что-то сделать, пока вы досчитаете до 20. Подойдет и другой срок: «Пока я переобуваюсь», «Пока не зазвенит таймер». Это может выглядеть так: «Спорим, вы не уберете эти игрушки, пока я считаю до двадцати. Раз, два, три – ой, наверно, я буду победителем… Ой нет, они убирают еще и еще, а я всего четыре говорю…». Главное – давайте детям выиграть.