Департамент труда и социальной защиты
Как в особых семейных центрах помогают детям с сенсорными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Дети развиваются, получая информацию из внешнего мира. Однако у некоторых малышей нарушено восприятие сигналов из окружающей среды. Это называется сенсорной депривацией.
В особом семейном центре «Дом детей» помогают 200 детям с таким диагнозом. Возраст ребят – от 3 до 18 лет. Педагоги поделились, как работать с сенсорными нарушениями, чтобы улучшить жизнь ребенка.
Игра как терапия
Публикация «Как в особых семейных центрах помогают детям с сенсорными нарушениями» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Уже год особый семейный центр «Дом детей» посещает семилетний Сережа. Мальчик почти не слышит, он общителен, подружился со многими ребятами в группе, интересуется окружающими предметами. Учителя центра работают с мальчиком в игровой форме. Так удается решить сразу несколько задач: развить остаточный слух, научить соотнесению звуков со зрительными образами, расширить представления ребенка о звуках.
«Помимо музыкальных инструментов и звучащих игрушек, знакомим ребенка со звуками окружающего мира: льющейся водой, шуршанием бумаги или целлофана. Важно привлечь внимание к звуку и убедиться, что ребенок прислушивается. А, например, игра «Кошки-мышки», где ведущий передвигается с колокольчиком, помогает ребенку научиться улавливать источник звука», – рассказывает учитель-дефектолог Анна Ксенофонтова.
Учимся «наблюдать руками»
Педагог Олеся Секлетина работает с 11-летней незрячей Лизой. Девочка ориентируется по звукам, реагирует на свет, любит решать математические задачки.
Лизе, как и многим детям с сенсорными нарушениями, бывает сложно включиться в работу. Часто такие ребята выбирают позицию наблюдателя, не пытаясь попробовать самостоятельно. Они не осознают, что происходит или как нужно действовать.
Слыша новые звуки, девочка не понимала, что при этом совершается. Специалисты центра нашли подход – начали использовать метод «рука-под-рукой». Его суть в совместных действиях наставника и ребенка. Рука взрослого подводится под руку ребенка, и он может «наблюдать руками» за движениями взрослого, а может и убрать свою кисть, если устал или боится. Когда ребенок уже может выполнить часть действия сам, помощь наставника уменьшается.
Ценить каждый шаг
Тревожась о безопасности 8-летнего Миши, его мама создала дома стерильную среду. Волнения Татьяны понятны: особенности развития и непростое поведение мальчика действительно требовали особых условий. Ему сложно общаться, сложно сосредотачиваться, а потому и понять, о чем его просят или что предлагают ему взрослые. В центре помогают детям и с такими нарушениями.
«Для детей с ментальными особенностями полезно упражнение «Круг». Стулья, коляски, подушки, на которых они сидят, располагаются по кругу, это ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяя каждому почувствовать себя ее частью. Игры последовательно и ритмично сменяют друг друга. А структура круга от занятия к занятию остается неизменной. Это помогает ребенку сохранить эмоциональный контакт с теми, кто с ним играл», – объясняет учитель-дефектолог.
Такие занятия постепенно, шаг за шагом, эмоционально развивают ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, учат его коммуникации. Отдельная задача для ребенка – суметь ждать своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Все упражнения, которые применяются педагогами центра на занятиях с особенными детьми, позволяют освоить навыки, которые потребуются в повседневной жизни.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают помощь семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей», центр им. Г. И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров