Департамент труда и социальной защиты
Как в Центре «Юнона» реабилитируют воспитанников с помощью коррекционной ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-1599728976
Коррекционная ритмика – это специальные занятия, на которых при помощи музыки, двигательных и психокоррекционных упражнений дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проходят реабилитацию и развиваются. В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» такую помощь получают около 30 мальчиков и девочек. Рассказываем, как с ними работают специалисты, и чем полезна коррекционная ритмика.
Чему учит коррекционная ритмика
Публикация «Как в Центре „Юнона“ реабилитируют воспитанников с помощью коррекционной ритмики» размещена в разделах
«На занятиях по коррекционной ритмике у ребят развиваются высшие психические функции, произвольность движений и поведения, саморегуляция. Музыкальные логоритмические игры снимают психоэмоциональное напряжение, учат ребят общаться друг с другом», - рассказывает музыкальный руководитель Центра Юлия Матвейчук.
Наиболее эффективна она для детей с ограниченными возможностями здоровья из-за особенностей их развития. Они успешно поддаются коррекции именно при помощи ритмики.
«Занятия ритмикой укрепляют мышцы детей, помогают сформировать правильное дыхание, развивают двигательные функции», - отмечает специалист.
На занятиях ребята учатся воспринимать музыкальные образы и двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Эти навыки они осваивают в доступных для них формах: в ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.
«Мы с ребятами делаем упражнения на координацию движений, учимся ориентироваться в пространстве, развиваем мелкую моторику. Каждое музыкальное произведение вызывает у ребенка разные эмоции, а они, в свою очередь, влияют на его движения. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окраска, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении», - отмечает Юлия Матвейчук.
Упражнения с музыкальными инструментами
У детей с ОВЗ могут быть нарушены двигательные функции и мышечная сила пальцев рук. Скованность, отсутствие точности движений мешают ребятам научиться писать, освоить трудовые навыки. Упражнения с музыкальными инструментами помогают им развить подвижность пальцев, координацию движений рук. И, конечно же, занятия нравятся ребятам, расширяют их знания о мире, развивают слуховое восприятие.
«Особое внимание на занятиях мы уделяем игровым песням. Но стараемся избегать шумных игр, так как они возбуждающе действуют на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детей. Например, в игровой песне «Автобус» дети выполняют различные имитационные движения (колеса крутятся, щетки чистят, бибикают и т. д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети становятся более уверенными и смелыми. Это очень важно для них», - акцентирует специалист.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, так как помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения.
Работа с детьми строится по определенным правилам. «Нужно чередовать спокойную и активную подвижную деятельность. Еще мы с воспитанниками делаем релаксационные упражнения, помогающие снять мышечное и эмоциональное напряжение. Не перегружаем ребят слишком активными упражнениями типа бега или прыжков - это приводит к чрезмерным для них нагрузкам», - отмечает музыкальный руководитель.
Учитывая особенности каждого
Для детей с серьезными нарушениями ментального и речевого развития очень значима эмоциональная окраска танца. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
«Ребятам с дизартрией (речевое нарушение) непросто соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Обычно мы помогаем ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно», - делится специалист.
С осторожностью используются танцы в работе с детьми с эпилепсией: эффективно чередуются танцы и отдых, предпочтительны спокойные танцы, а также в паре. Специалисты следят за состоянием таких ребят. «Расторможенного ребенка можно сразу ввести в атмосферу танца, потому что он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать, его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения", и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или предложить немного отдохнуть. Через какое-то время можно снова ввести его в танец», - комментирует Юлия Матвейчук.
Занятия коррекционной ритмикой с детьми с ОВЗ не только помогают исправить осанку, выработать правильное дыхание, сформировать умение чувствовать ритм, но и компенсировать физические ограничения ребенка через творческую составляющую. Танец способствует релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущение как личности.