Татьяна Караваева
Как стимулировать речевую активность у малоговорящих и неговорящих детей младшего возраста. Советы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.
Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Публикация «Как стимулировать речевую активность у малоговорящих и неговорящих детей младшего возраста, Советы педагога-психолога» размещена в разделах
Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ В СЕМЬЕ?
1. Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
2. Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи. Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке, и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
3. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно. Помните, что ребенку нужен речевой образец.
4. Ваша речь должна быть эмоциональной. Следите за этим, когда обращаетесь к ребенку. При чтении не забывайте о выразительности.
5. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Не откладывайте визит к логопеду, психологу. Обращайтесь за помощью при первых вопросах и сомнениях. Первую консультацию логопеда можно получить уже в 1 год.
6. Не смейтесь над речью ребенка. Дети подхватывают эмоции родителей, так как считают это забавным и веселым. Они продолжают искажать свою речь, а некоторые, наоборот, замыкаются.
7. Старайтесь не говорить звукоподражаниями. После этого проговаривайте полное слово: «Гав-гав. Собака». Также не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Особенно в ответе нуждаются дети 3 и 4 лет – «почемучки».
9. Добивайтесь доверия и положительной мотивации. Поощряйте любую активность, хвалите, побуждайте к новым попыткам говорить, проявляйте внимание и заинтересованность.