Наталья Федорова
Способы вовлечения детей в познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день для того чтобы постоянно улучшать качество дошкольного образования, приходиться все чаще отвечать на один и тот же вопрос. Как лучше это сделать? Это одно из правил передачи информации. И наша задача, как педагогических работников, постоянно использовать самые лучшие способы, которые помогают передавать всю необходимую информацию детям так, чтобы они ее не только услышали, а еще и поняли, запомнили и затем применяли на практике. Многие педагоги стараются найти всевозможные способы удержания внимания детской аудиторий, для того чтобы ребенок не отвлекался на посторонние шумы, навязчивые мысли, предметы, а концентрировал свое внимание на том, что говорит педагог. Самое главное учителю необходимо запомнить следующее:
Публикация «Способы вовлечения детей в познавательную деятельность» размещена в разделах
Степень запоминаемости определенной темы, зависит от степени вовлеченности в нее. Другими словами, насколько ребенок был вовлечен в занятие, настолько он и запомнил. Многим известная китайская пословица звучит так: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал понял». Даже мы взрослые запоминаем лучше то, что сами познали на практике, сами услышали, сами увидели, сами сделали своими руками. А тем более маленький ребенок, чтобы что-то запомнить и сделать свои открытия, ему просто необходимо в этом принять самое непосредственное участие.
Никому не секрет, что окружающий мир мы познаем через органы чувств : слух, зрение, запах, осязание, обоняние – это считаются «воротами знаний». «Чувства это единственный доступ к внешнему миру» (Вольфган М. Ауэр «Практика пробуждения чувств», 2012 год).
Ребенок запоминает примерно:
10% - того, что он слышит
40% - того, что он слышит и видит
90% - того, что слышит, видит и делает.
Соответственно когда мы планируем занятия для детей нам просто необходимо сделать так, чтобы у ребенка в процесс освоения новых знаний включались все врата знаний, т. е. по возможности все органы чувств. Одним из самых удачных способов передачи информации является использование практической и экспериментальной деятельности для дошкольников. С помощью простых опытов, в которых ребенок участвует сам, он не только запоминает, но и ему становиться понятным многие вещи. При помощи простейших экспериментов и практических заданий, мы помогаем ребенку делать открытия, которые увлекательны для него и приносят ему радость.
Хочется поделиться некоторыми упражнениями, которые можно использовать с детьми, на занятиях по теме «Части тела». Можно провести для детей мини-тренинг «Какой удивительный я»
Цель этого тренинга: на практике показать детям части тела и для чего они нужны.
Знакомимся с тем, что умеют делать наши ножки.
Упражнение «Удивительная тропинка»
Описание: на полу раскатываем извилистую тропинку из клубочка шерстяных ниток и вместе с детьми отправляемся в небольшое путешествие по этой тропинке, где нас ждут некоторые задания определенным образом пройти по этой тропинке: - правым боком, левым боком, на носочках, вперед спиной, перешагивая через препятствия, делая небольшие прыжки и т. д.
В конце упражнения детям задается вопрос какие части тела помогали нам в том, чтобы пройти путешествие, прыгать, бегать, перешагивать, ходить?
Знакомимся с тем, что умеют делать наши глазки.
Упражнение «Чего не хватает»
Описание: Педагог говорит детям: «Сейчас я вам буду показывать предметы. Затем один предмет незаметно уберу, а ваша задача, сказать какого предмета не хватает.
Упражнение «Встаньте те у кого»
Педагог говорит детям: «Встаньте те, у кого ….» и добавляет, например: «у кого красное платье, у кого на ногах носки, у кого в руках игрушка, у кого зеленая рубашка, у кого карманы на джинсах и т. д». Соответственно встают только те дети, у которых имеется этот признак.
Упражнение «Отгадайте про кого говорю»
Педагог выбирает какого-то ребенка из группы и начинает описывать его, по разным признакам, задача детей отгадать про кого говорит педагог. Например: «Это девочка, она сегодня в юбочке, у нее длинные светлые волосы, на голове красная заколка и т. д.
В конце упражнения детям задается вопрос какие части тела помогали нам в том, чтобы видеть про кого говорят, определять цвета и т. д.?
Знакомимся с тем, что умеют делать наши ушки
Упражнение «Кто назвал твое имя»
Описание: Один ребенок встает к другим спиной, кто-то из группы детей называет его имя, и он должен отгадать, кто его имя произнес.
Как ты смог отгадать ребенка, который твое имя произнес? Чем ты слушал? (ушками)
А можешь ты ручками, ножками услышать того, кто назвал твое имя?
Как ты смог отгадать ребенка, который твое имя произнес? Чем ты слушал? (ушками)
Упражнение «Звуки»
Описание: Педагог предлагает всем детям закрыть глазки и послушать звуки, которые они услышат. а сам в это время делает несколько разных звуков. Например может постучать тихонько по столу, может прошуршать бумагой и т. д. задача детей отгадать, что это за звуки.
А можешь ты ручками, ножками определить звуки?
Знакомимся с тем, что умеет делать наш носик.
Упражнение «чудесный носик»
Педагог вызывает детей по очереди, предлагает им закрыть глаза, и дает задание по запаху определить, что перед ними находиться. (Заранее на тарелочки делаются заготовки банана, апельсина, огурца, помидора, кофе и т. д.)
Чем вы определяли запахи?
Что умеет делать мой язычок (помогает говорить и определять пищу на вкус).
Упражнение «Скажи слово»
Детям предлагается проговорить за педагогом различные слова.
Помогал ли нам язычок, говорить слова и звуки?
Упражнение «Определи на вкус»
Детям предлагается закрыть глаза, попробовать только один маленький кусочек, заранее заготовленных овощей и фруктов и отгадать что это?
Что помогает нам определять на вкус?
Что умеют делать мои ручки
Проводим беседу, что могут делать их ручки (обнимать маму, рисовать, лепить и т. д.
Упражнение «Потрогай и отгадай» вариант 1
Педагог кладет под ткань разные предметы, знакомые ребенку. Задача ребенка через ткань определить, что это за предмет.
Упражнение «Потрогай и отгадай» вариант 2
Ребенку предлагается ручками с закрытыми глазами определить, что за предмет или игрушка.
Чем мы определяли предметы?
Упражнение «Холодное и теплое»
Набираются две емкости с водой, в одной холодная, в другой теплая. Задача детей руками определить где холодная вода, а где теплая.
Чем мы смогли определить какая вода?
Материал подготовила Федорова Наталья Анатольевна (Психолог, преподаватель психологии)