Оксана Ковалева
Как сделать работу с родителями интересной
▼ Скачать +Заказ
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинс
кий[/b]
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Публикация «Как сделать работу с родителями интересной» размещена в разделах
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки воспитателя. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.
Существует огромное количество форм и способов взаимодействия с родителями воспитанников. Хочу рассказать о некоторых из них, использование которых способствует установлению дружеских, партнерских взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями в нашей группе.
Не всегда есть возможность лично предоставить ту или иную информацию каждому родителю индивидуально. Поэтому в педагогической практике нами используются различные виды наглядности: уголок для родителей, информационные листки, папки–передвижки, памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения, которые чаще всего я оформляю в виде буклетов. Считаю, что гораздо приятнее получить в подарок красочно оформленный буклет, содержащий полезную для родителя информацию.
Каждый год после завершения летнего сезона мы выпускаем информационную газету о летнем отдыхе детей в детском саду. В этом году решили продолжить эту работу, и по окончании каждого сезона выпускать очередную фото - газету, которая будет содержать информацию о всех интересных делах группы за прошедшие месяцы. Ведь не на всех мероприятиях родители могут присутствовать, а как известно «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Активно вовлекаем родителей в подготовку традиционных выставок: «Осенняя фантазия», «Скоро, скоро Новый год», художественных выставок к календарным праздникам, украшению группы к Новому году, 23 февраля, 9 мая, пасхе, 1 сентября.
Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный труд. Наши родители активные участники субботника по подготовке участка и территории детского сада к летнему оздоровительному периоду.
Совместно с родителями организуем мини – выставки: «Народные промыслы», «Моя любимая Камчатка» Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. Открытые занятия для родителей, тоже стали традиционной формой вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из новых форм является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды. Ярким примером такого взаимодействия стал проект «Дети войны», итогом которого стало совместное выступление всего нашего воспитательно-детско-родительского коллектива с одноименной литературно-музыкальной композицией в канун праздника. Мы часто проводим совместные развлечения, участие в которых принимают и родители, зачастую не только как гости. Мамы помогают оформлять группу к 23 февраля, готовить презентацию «Мой папа самый лучший» для пап, папы активно участвуют в подготовке к развлечению посвященному дню матери.
Пропаганда здорового образа жизни объединяет наших родителей на совместных спортивных мероприятиях: «Папа, мама, я – спортивная семья».
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания. Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Поэтому, подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Во-первых, необходимо придумать оригинальное название. Во-вторых, немаловажное значение имеет то, как родители были приглашены на собрание. Здесь можно предложить несколько вариантов. Например, можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность или включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания.
Существуют так же методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет :
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Вот некоторые методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.. В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания. Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной воспитателем в соответствии с замыслом встречи.
Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеют ли место быть описываемые трудности в их случае.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации. Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости. Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.
Как интересно подать теоретическую информацию? (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации». Воспитатель представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, воспитатель обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Очень часто возникает вопрос, как правильно дать родителям рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление воспитателем рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий. Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».. В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание. Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей. Поэтому наше итоговое собрание в прошлом году мы провели совместно с детьми в виде «Церемонии награждения», где награды получали наши родители, дети выступали в роли приглашенных звезд, а мы – воспитатели были ведущими этого мероприятия. В результате все получили огромное удовольствие. Собрание превратилось в настоящий праздник для всех.