Елена Громова
Занятие в подготовительной группе «Как рубашка в поле выросла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Как рубашка в поле выросла».
Задача: Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Дать представления о русском национальном костюме. Развивать интерес к русскому языку, расширить словарный запас. Формировать умение чётко, внятно, быстро проговаривать скороговорки. Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм, самостоятельное творчество (украшение трафаретов русского костюма). Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества.
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Темочки
Предварительная работа. Просмотр презентации по рассказу К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по его содержанию.
Разучивание русской народной песни «Уж я сеяла, сеяла ленок», русской народной игры «Прялица», хоровод «Посев льна», частушек. Проведение выставки льняных изделий. Рассматривание иллюстраций с изображением цветущего льна, прялок, домашнего ткацкого станка, современных ткацких фабрик и станков, швейных мастерских и фабрик.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ :
- Здравствуйте, ребята!
Загадаю вам загадку:
В чистом поле – не в лесу
Хворостинок припасу.
Чтоб семья оделась,
Чтобы вкусно елось,
Чтобы хата грелась.
(ЛЁН).
• Рассказ педагога про лё н:
Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
- Вы видели, чтобы рубашки в поле росли? Хотите узнать как рубашка появилась на свет?
Показ мультфильма по рассказу К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелё ной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сё стры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сё стры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
III
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.
- Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».
Затем полотно выбеливали и только потом кроили и шили одежду. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда из льна не только красива но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.
• ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
Давайте сейчас посмотрим и послушаем рассказать о рубахе как основе русского народного костюма.
Одежда в старину была простой и удобной.
Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи. Забот у хозяйки хватало. Не успеешь лен обработать, шерсть напрясть – люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
-Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков была рубаха.
Это женская рубаха. Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.
- Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересен тот факт, что сшитой не их нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от порчи и сглаза,
недоброго колдовства. В народе так говаривали: «Не поносишь старого - не поносишь и нового».
- Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
«Каков мастер - такова и работа».
Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные.
Мужская рубаха корче женской, только до колен. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как. Кроме того, у старинной рубахи разрез расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.
- Есть такая старая пословица: «По одежке встречают, по уму
провожают»
Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: откуда он родом, богатый или бедный, замужем женщина или нет.
Изготовление рубахи.
Непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько ритуальных этапов, связанных с производством необходимого для неё материала. Посев, выращивание и обработка льна были процессом длительным и трудоёмким.
Лён, голубой цветочек,
Сколько муки тебе суждено.
Мнут тебя, трепят и мочат,
Из травинки творя полотно.
Всё в тебе обрекли умиранью,
Только часть уцелеть должна,
Чтобы стать драгоценною тканью,
Что бела, и тонка, и прочна.
А давайте с вами немного отдохнём и поиграем.
• Хоровод «Уж я сеяла, сеяла ленок».
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я и сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Припев : — Ты удайся, удайся, Ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лен, мой лен,
Белой лен!
Я полола, полола ленок,
Я полола, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Припев.
Уж я дёргала-дёргала ленок,
Я дёргала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
—Уж я я стлала, стлала ленок,
Стлала, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
Я сушила-сушила ленок,
Я сушила, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я мяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
Я трепала-трепала ленок,
Я трепала приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
Я чесала-чесала ленок,
Я чесала приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Припев.
Уж я пряла-то, пряла ленок,
Я пряла приговаривала,
Чеботами приколачивала.
- И когда мастерица садилась ткать, она испытывала чувство благоговения к нитям, а рождённый под её руками холст имел сакральное, магическое значение, служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Этот фактор и определил логику кроя народного костюма: изначально, видимо, без применения режущих инструментов, а затем – при отсутствии любых, даже самых незначительных отходов.
• Чтение скороговорки.
Ткачи ткали ткани
На платье Тане.
Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?
Почти два года.
Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Сейчас я предлагаю вам соединить начало и конец русских народных пословиц.
• ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ:
Скучен день до вечера,. коли делать нечего.
Какова пряха,. такова на ней и рубаха.
Умелые руки. не знают скуки.
Хочешь есть калачи,. не сиди на печи.
Не откладывай на завтра то,. что можно сделать сегодня.
Терпенье и труд –. всё перетрут.
Труд кормит,. а лень портит.
Отделка рубахи
- Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.
- Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи.
Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице с широкой узорной полосой по подолу.
В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху
- Узоры оберегали от всяких бед! На рубахах, сарафанах, поневах, передниках вышивали
знаки солнца, огня, воды, поля
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живёт,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзага
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
• Творческая деятельность детей: рисование на тему «Русский костюм».
• В завершение нашего занятия давайте вместе с вами поиграем в старинную русскую игру: «Бояре а мы к вам пришли…»
Бояре, а мы к вам пришли?
Молодые а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
- Бояре, нам вот эта мила.
Молодые, нам вот эта мила.
- Бояре, она дурочка у нас.
Молодые, она дурочка у нас.
- бояре, а мы плёточкой её.
Молодые, а мы плеточкой её.
- Бояре, она плёточки боится.
Молодые она плёточки боится.
- Бояре. а мы пряничка дадим.
Молодые, а мы пряничка дадим.
- бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведём.
Молодые, а мы к доктору сведём.
- Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
-Бояре не валяйте дурака.
Отдавайте нам невесту навсегда.
Литература:
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. С-П. :Детство –Пресс,2013
2. Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. :Педагогика,1990
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М. : Педагогическое общество России,2005
5. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М: Феникс,2003
6. Качалова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду –М. : «ТЦ Сфера» ,2011