Исалимова Марал Махамедьяновна
Как родителям справиться с детскими истериками 4–5 лет или «страшные четырехлетки». 3 важнейших этапа развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Почему особо акцентирую внимание на этом возрасте? Потому что у ребенка проходит очень много жизненно важных процессов.
Это особенный фундаментальный период его жизни и, конечно же, это не может не сказаться на его поведении в отношениях с родителями.
1 - Ребенок определяется, кем он является в гендерном плане.
Примерно до 4х лет мальчики не понимают, чем отличаются от своей мамы. Девочкам в этом плане легче. Соответственно мальчики проявляют больше негативного поведения.
Публикация «Как родителям справиться с детскими истериками 4–5 лет или „страшные четырехлетки“, 3 важнейших этапа развития ребенка» размещена в разделах
В этом возрасте дети начинают определяться в отдельные группы, мальчики с мальчиками, а девочки с девочками. Так же в этом возрасте проявляется неприязнь к противоположному полу.
Соответственно это сказывается на отношениях с родителями, которым не понимают, почему мальчик стал больше отталкивать маму, а девочка папу. Возникают конфликты, обиды, агрессия, как со стороны родителей, так и в больше степени со стороны детей.
В этот период маме и папе важно осознать и принять тот факт, что это нормальный период взросления. Что их дети в данный момент, таким образом, проходят этап становления личности. Это процесс временный, а не постоянный. С ним не нужно бороться, ребенка не нужно обвинять, принуждать и заставлять любить больше. Ему важно дать возможность просто пройти его. Быть таким, чтобы он сам мог с ним справиться. Быть рядом, когда он придет, а он обязательно придет. Родителям важно понять, что на самом деле ребенку в этот момент очень страшно. Эти психологически изменения для него впервые. Они поднимаются у него изнутри, он не властен над ними. Он просто чувствует гнев и сам не может понять, почему с ним это произошло.
2 – Отделение своих чувств, от чувств мамы.
Ребенок в возрасте 4 лет, впервые осознает, что его чувства и чувства мамы – разные. До этого он верит, что чувства его мамы и его – одно целое.
Чтобы разделиться с мамой ребенок использует негатив, злость, иногда агрессию. Так он заявляет ей – у меня есть свои чувства и они только мои, а не твои.
Это очень важный период для ребенка и достаточно сложный для родителя!
В этот момент ребенок начинает проявлять характер. Он отделяется, растет как личность. Это нормально и является здоровой реакцией для ребенка!
Если в этот момент давить на ребенка, заставлять его не проявлять негатив. Обвинять, принуждать, все время ругать, пугать его наказаниями, и не дай бог бить, то он застрянет на этом этапе развития. Он не отделит свои чувства. В результате ребенок не сможет полностью поверить, что его чувства принадлежат только ему. Став взрослым, он будет все время полагаться на чувства других. Будет зависимым от родителей, а своей пары. От друзей. Страхи будут изводить его. Он будет все время бояться чужих негативных чувств. Страдать от этого и не понимать, что с этим делать.
Поэтому родителям очень важно давать ему возможность злиться и делать то, что он пытается сделать. Не принимать это на личный счет. Он злиться на родителей, потому что отделяется и формирует личность, а не, потому что действительно ненавидит их или разлюбил. Это ВРЕМЕННО! И это скоро пройдет!
3 – Ребенок учиться контролировать свои границы.
Он хочет получить контроль, над своими границами и использовать их. Отрабатывает он на близких людях, то есть родителях. Важно помнить, что то, как он научится выставлять границы с родителями, он потом будет выставлять границы с другими людьми. С парой, на работе с друзьями, с коллегами….
Примером отлично служит то, как ребенок относится к внезапному появлению в своей комнате родителей : «Вы можете зайти, если я Вам позволю».
Это не признак наглости и хамства, не признак зарвавшегося ребенка, а попытка поставить границы, определить свое личное пространство, которое он в этом возрасте уже четко осознает.
4х летний ребенок является ассертивным - то есть пытается быть независимым, настаивает на своем, учится регулировать свое поведение.
В этот период ребенок может :
Обзываться. Дерзить. Энергично отказываться. Хвастаться.
Все эти действия не признак того, что ребенок болен психически, обнаглел, перестал любить и уважать родителей….
Это этап формирования личности. Попытка ощутить свою силу, применить ее на других, попытка контроля своих границ, попытка быть независимым, самостоятельным.
В этот момент важно с понимание отнестись к таким ярким проявления характера. Меньше злиться на ребенка. Не принимать на личный счет его гневные проявления.
Разрешать ему проявляться, разрешать ему выпускать гнев и негатив. Конечно в разумных пределах. Показывать, где он может проявить себя и позлиться, покрасоваться, похвастаться, подерзить, а где это чревато последствиями, которые могут ему навредить. Дать ему «поле для роста личности, но ограничить его окрестности», чтобы он не ушел в бесконтрольное проявление.
Этап заканчивается с возрастом 5-6 лет и ребенок снова меняется, переходя к следующему.