Зиля Биктагирова
Как развивать у детей умение слушания
▼ Скачать + Заказать документы
До шести лет у всех детей более развито правое полушарие, которое воспринимает лишь неречевые шумы. Поэтому ребенку не нужно сидеть дома за телевизором, а нужно общаться с природой, слушать пение птиц, звуки животных, лай собаки, разные техногенные звуки, которые нас окружают. Если невозможно услышать шум моря вживую, можно послушать этот звук в записи, затем нарисовать представленное. Изображать как мычит корова, как шумит прибой, как едет поезд. После того, как ребенок приобрел слуховой опыт, рано и качественно начинает формироваться механизм распознавания речи уже в левом полушарии. Чтобы появилось речевое, необходимо неречевое. 50-100 слов должен понимать в один год. 1500 слов к трем годам. Проблема современности -Недостаточность АУДИРОВАНИЯ. Что включает в себя аудирование? Слушание без зрительного подкрепления радиопередач, чтение книг, прослушивание пластинок.
Публикация «Как развивать у детей умение слушания» размещена в разделах
На схеме изображены нейроны. Крупные точки (первичные поля) – скопление особых высоко специальных нейронов, которые отвечают за физическое зрение, физический слух, т. е. они отвечают за зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Если нейроны предположим, слуховой зоны, не будут перерабатывать информацию в коре, то даже при сохранном слуховых органах физический слух не разовьется. Вокруг них расположены очень важные и значимые специализированные нейроны, это вторичные поля, распознающие громкость, тембр, отвечают они за слуховое внимание и память. Связи между этими нейронами формируются до 12 лет. Во вторичных полях к трем годам 75 % связей уже сформированы. Если ребенок мало слушал, плохо слушал, или операцию на ухо произвели только в 3 годика, то у него практически нет связей и больше не будет, т. к. из всех возможных уже 75 % есть, а, затем, к пяти годам появятся уже 90 %. На чувственное распознавание речевого потока до 12 лет остается всего лишь 10 %. Если связи сформированы, тогда вам не нужно думать, на что похоже «с» на свист, на шорох, вы просто слышите и сразу знаете, что это «с» а это «сь», а это «ц». Потому что это у вас уже записано во вторичных, чувственных полях, как именно звучит этот речевой звук. Если дети мало слушают, то к 5ти годам им помочь достаточно проблематично.
Третичные поля обеспечивают нам абстрактную, языковую переработку, фонематический анализ, синтез развивается до 16 лет. Если ребенок не успел за первые 5 лет жизни услышать все, что ему нужно, то теперь ему будет нужно заниматься с логопедом, чтобы тот объяснил, как произнести правильно с или ш. Учитель на своих занятиях должен будет произвольно привлечь внимание ребенка на то, куда ставить язычок при произнесении звука ш, и что этот звук похож на шипение змеи или шорох листьев и т. п. И дальнейшее развитие все равно даст знать о недостаточном слуховом опыте при письме и чтении.
Как проверить уровень слуховой памяти?
Произнести несколько слов подряд, попросить их произнести.
Дать послушать различные неречевые звуки, попросить их назвать.
Назвать несколько знакомых цифр, попросить их назвать.
«Бабушка вязала шерстяные чулки». Повтори! Если он повторит таким образом: «бабушка шила носки», это говорить о том, что объем слуховой памяти узок
«Черный щенок сидел на цепи около будки вызывает затруднение в произнесении, то это говорит о низком объеме слуховой памяти. Это приведет в дальнейшем также к трудностям письма под диктовку в школе. Такие дети, обычно, многократно переспрашивают учителя, просят повторить продиктованное предложение.
Если вы начинаете читать ребенку книгу, а ему это неприятно, он настойчиво просит прекратить чтение, то это говорит о том, что в нем не развито умение слушать. Тем самым объем слуховой памяти у него не будет развит. Надо давать слушать ребенку по одной сказке в неделю, не больше. Причем, не однократно, а постоянно, в течение недели. Использовать лучше не компьютер, а колонки, которые работают от аккумулятора, в них вставляется флешка с одной сказкой, которая периодически повторяется. Слушать через наушники до 12 лет запрещено.
Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти
Вечером, перед сном, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попросите ребенка сконцентрироваться на окружающих звуках. Несмотря на то, что перед сном все шумы нами исключены, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, дыхание или работу бытовой техники. При регулярной практике этого упражнения улучшиться слуховая память и концентрация внимания, в целом.
Упражнение со сказкой
Задача заключается в том, чтобы, начав прослушивать какую-либо знакомую сказку, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).
Как выработать чуткость к речи и разнообразить приведенные выше упражнения? Например, говорим слова: ма-шина, ру-ка, дом. Дальше стучим ритм и просим ребенка угадать, какое слово я простучала?