Сердитых Анна
Консультация «Как развивать самостоятельность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от его умения быть самостоятельным, но именно развитие самостоятельности меньше всего беспокоит родителей. Только,когда они отдают ребенка в сад, они обнаруживают, что их ребенок отстает от сверстников, и тогда начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить ситуацию.
Публикация «Консультация „Как развивать самостоятельность ребенка“» размещена в разделах
Одни дети, оказавшись в детском саду, делают все самостоятельно и находят свободно общий язык со сверстниками. С другими детьми возникают проблемы, потому что раньше каждый момент их жизни (одевание, кормление)-обеспечивали взрослые. У них нет опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится учить их элементарным навыкам общения и самообслуживания.
Определенные качества и способности у детей появляются у детей постепенно, по мере того как ребенок осваивает разные виды деятельности. Поэтому для развития желаемых качеств недостаточно говорить о них,надо определенным образом организовать повседневную жизнь ребенка, а главное организовать его деятельность с самого раннего возраста.
При воспитании малыша, взрослый в своих требованиях вынужден балансировать между : безоговорочным послушанием и неограниченная свобода. Выбор крайних позиций будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Нужна золотая середина, которая будет сочетать в себе определенные правила и ограничения.
Неслучайно для развития способностей практикой воспитания выработаны общие подходы, которые закреплены опытом многих поколений. Например для формирования математических способностей нет другого пути, как постоянное занятие математикой. Это применяется к развитию так называемых специальных способностей. А можно ли формировать самостоятельность? Можно!
Подход к развитию самостоятельности, такой же,как при формировании любой способности. Надо создать условия, которые потребуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. Важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже особенности нервной системы и конституцию тела. В одинаковых условиях разные дети будут действовать по разному, и результат будет разный.
Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности. В отличии от развития математических или других способностей для развития самостоятельности не важно, что делает ребенок, главное, что он делает это сам. Нужно предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности на всех этапах-от принятия решения до исполнения задуманного и оценки результата. Главное-положительный эмоциональный настрой ребенка и положительный результат. Ребенок должен переживать радость,удовольствие как от самого действия, так и от его результата. Неудачные попытки вызывают негативную реакцию, а потом отказ от повторных усилий.
Если давать ребенку все, что он хочет, предупреждать каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего-либо самостоятельно, но привыкнет получать, а потом и требовать от родителей исполнения своих возрастающих потребностей.
Родители, которые ублажают своего ребенка, немедленно откликаясь на все его нужды, растят инфальтильное и весьма требовательное существо, которое полностью зависит от своих «кормильцев».
Есть правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка :
-Организуйте для ребенка деятельность, в которой он может добиться успеха, и не требует выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
-Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряйте и поддерживайте его в трудные моменты,и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые понятны ребенку).
-Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
-Позвольте ребенку самостоятельно принимать решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
-Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому-либо (защитить слабого, поделиться игрушкой).
-Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
- В любой ситуации оставайтесь любящим родителем-это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.