Исалимова Марал Махамедьяновна
Консультация «Как развить произвольное внимание у детей дошкольного возраста?»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражняя для дошколят, развиваем их внимание! В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Психологи по этому поводу утверждают, что в детстве человек приобретает столько знаний, сколько не получит за всю жизнь. При этом качество приобретаемых знаний будет зависеть от того, насколько полноценно развиты у ребенка психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие). Среди всех свойств психики особое место уделяется вниманию, без которого невозможна ни психическая, ни интеллектуальная деятельность. При правильном подходе к воспитанию тренировку внимания и на его основе внимательности, как качества личности, можно с успехом проводить в домашних условиях.
Публикация «Консультация „Как развить произвольное внимание у детей дошкольного возраста?“» размещена в разделах
Важно! Родителям надо учитывать, что внимание :
• это направленность на окружающий мир;
• обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения;
• основной вид у дошколят непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;
• главная задача развивать произвольное внимание
Правила для тренировки произвольного внимания
Произвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это могут развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:
1. Постоянство и систематичность занятий.
2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным.
3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
• Специальные упражнения для основных свойств внимания.
• Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.
Самые эффективные упражнения дошколят
В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно. Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи. Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.
Упражнения для малышей
Младший дошкольный возраст характеризуется :
• неустойчивостью внимания;
• неумением концентрироваться на объекте;
• неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов.
Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 - 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете.
Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.
«Дорисуй картинку»
Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.
«Раз-два-три, упражнение повтори!»
Отрабатывается распределение внимания, упражнение можно проводить на улице.
Под знакомую песенку «Если нравится тебе, то делай так…» взрослый показывает движение и предлагает ребенку повторить сначала одно действие, потом сразу два-три, например, взмах то левой, то правой рукой; хлопок взмахи уже двумя руками, хлопок – приседание.
«Чем отличаются предметы?»
Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания.
Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается.