Светлана Глущенко
Консультация для воспитателей «Как работать с «неговорящим» ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Термины «неговорящий», «безречевой» ребенок прочно вошли в нашу практику. Безречие ребенка в 4 года – вариант отклоняющегося развития.
Чтобы определить степень и причину отклонения, наметить ориентиры работы, необходимо обратиться к норме.
Итак, при норматипичном развитии ребенок – дошкольник : активен, открыт, доверчив, контактен, управляем, добр, жизнерадостен, тянется к взрослым и детям, проявляет высокий интерес к окружающей действительности.
У него ненасыщаемая жажда общения и познания!
Публикация «Консультация для воспитателей „Как работать с „неговорящим“ ребенком“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неговорящие дети
- Темочки
Жажда общения и познания, интерес ко всему новому вызывают у ребенка необходимость понимать речь, а для этого воспринимать её, сопоставляя звуки, слова и их сочетания. Кроме того, речь ребенка совершенствуется в процессе языковой практики. А это – появление примерно 4- 5 новых слов каждый день. И все названное в условиях отсутствия органики происходит естественным путем.
Мы же имеем дело с неговорящими детьми имеющими органические дефекты речи.
Это органические дефекты речи, при которых речевая патология является «ядром аномалии». Но встречаются в нашей практике «неречевые дети», дети у которых речевые нарушения сопутствуют другим аномалиям развития и являются их следствием:
-первичное нарушение интеллектуальной деятельности;
- снижение слуха;
- особенности психики, исключающие общение;
- сочетанные случаи названных вариантов патологии.
В таких случаях логопедические методики не работают.
Поэтому наша цель в начале работы с неговорящим ребенком, в процессе первичного обследования почувствовать (в том числе – интуитивно, понять, способен ли неговорящий ребенок : к стойкому интересу, принятию помощи, переносу, критичности, анализу задания, данного в доступной форме и прочим интеллектуальным проявлениям в ходе взаимодействия.
Ведь именно эти показатели необходимы для эффективной коррекции безречия, именно они покажут, интеллектуальный потолок у неговорящего ребенка.
В арсенале логопедов немало материалов касающихся обследования неговорящего ребенка.
Во время тестирования необходимо учитывать только познавательный уровень, но и проявление важнейших нейропсихологических особенностей ребенка, которые помогут нам оценить «зону ближайшего развития» :
- уровень контакта (контактирует охотно, контакт нестабильный, безразличен к ситуации тестирования, не вступает в контакт);
- восприятие ситуации обследования (активность, адекватность, критичность, наличие чувство дистанции, интерес, старательность, поверхность, принятие помощи, обучаемость, уровень работоспособности, скорость выполнения заданий);
- характер деятельности (зрительное примеривание, пробные действия, настойчивые ошибочные манипуляции, постоянные неверные действия, отсутствие критики);
- моторную ловкость (состояние общей моторики, сила, ритмичность и координированность движений, состояние мелкой моторики, подвижность органов артикуляции).
Учет названных параметров помогает в работе отграничить логопедические случаи от исходных состояний «нелогопедического спектра» и более точно определиться с клинической составляющей дефекта речи.
Методы коррекционной логопедической работы с «неговорящим ребенком» строятся на фундаментальных, классических принципах:
1. Принцип развития. Этот принцип предусматривает анализ процесса возникновения дефекта, первичных, вторичных и прочих образований в картине аномального развития, а также причинно-следственных зависимостей между ними. Следовательно, даёт ключ к методике.
2. Принцип системного подхода. Принцип системного подхода опирается на представление о речи как о сложном функциональном образовании, структурные компоненты которого находятся в тесном взаимодействии.
В связи с этим процесс коррекции дефекта предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны как речевой системы, так и связанных с ней неречевых функций.
З. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психики.
Этот принцип предполагает важность формирования тех процессов, которые являются предпосылочными для появления речи. А именно, неречевые познавательные процессы (зрительное внимание и зрительное восприятие, память, мышление) составляют основу любой деятельности, любого обучения. Они же являются «пусковым механизмом» в условиях коррекции речи. На основе этих неречевых процессов мы развиваем процессы восприятия и понимания речи.
Другими словами, только после создания базы в виде познавательной составляющей может быть реализовано формирование навыков собственной речи.
4. Принцип опоры на ведущие звенья онтогенеза.
Онтогонестический принцип логопедической работы предполагает приближение хода развитие речи ребенка в условиях патологии к закономерностям её становления в условиях нормы.
5. Принцип опоры на ведущую деятельность возраста.
Речь не существует «сама по себе», а обслуживает ведущую деятельность ребенка : до 3 лет это предметная деятельность, а с 3-7 игровая.
6. Принцип комплексного подхода.
При коррекции безречия, то есть тяжелого органического нарушения, успех зависит от участия в абилитации не одного логопеда, а разных специалистов: невролога, массажиста, родителей, психолога, воспитателя, музыкального работника, инструктора по ФК,
Система работы с неговорящим ребенком.
При безречие, то есть при тяжелых случаях проявления ОНР (первый, начало второго уровня речевого развития, у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы.
Кроме того помимо языковых средств у «неговоряшек» страдают и неречевые процессы, тесно связанные с речью. Без их развития невозможно ни эффективное обучение, ни коррекция.
Наилучших результатов в работе с неговорящим ребенком, можно добиться тогда, когда логопедическая работа ведется над всеми нарушенными параметрами не последовательно, а параллельно.
При построении занятий с неговорящим ребенком необходимо вести работу в трех направлениях одновременно, параллельно:
1. Активизация процессов тесно связанных с речью.
2. Формирование смысловой стороны речи.
3. Формирование звуковой стороны речи.