Евгения Кравченко
Как привить детям старшего дошкольного возраста интерес к экспериментированию?
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Как привить детям старшего дошкольного возраста интерес к опытно – экспериментальной деятельности?»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки»
Лев Семёнович Выготский.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты.
В ходе познавательно - исследовательской деятельности с детьми, мы решаем задачи:
• расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
• знакомить с различными свойствами веществ и предметов (химическая реакция, растворимость, кристаллизация, со строением растений, овощей и фруктов.
• развивать представления об основных физических явлениях - магнитное притяжение.
• расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать адекватные выводы, анализировать, обобщать.
При проведении опытов и экспериментов с детьми используются такие методы, как:
Проблемно-поисковый метод. Для того, чтобы заинтересовать детей, создаём проблемные ситуации. Например:
- Как достать ключ со дна стакана?
- Что внутри фруктов?
- Как увидеть рисунок ракушки? и другие.
Дети начинают выдвигать свои гипотезы, стараются самостоятельно найти способы решения, а затем уже активно включаются в опытно - экспериментальную деятельность, делятся с товарищами своими умозаключениями, делают выводы.
Метод наблюдения. Это может быть наблюдение в центре природы и экспериментирования за ростом и развитием растений (Выращиваем лук, Посади отросток герани, Какая почва) и так же на прогулке за объектами живой и неживой природы (солнце, ветер, снег, птицы). Наблюдения фиксируются в дневнике природы, впечатления предаются в детском творчестве, рисунках.
Игровой метод. Игры – эксперименты начинаем с создания игровой ситуации. На занятии, либо в подгрупповой деятельности присутствует сказочный персонаж (Незнайка, Фея снега и льда, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Либо создаются вымышленные игровые условия (Куклам подарили платья из ткани и бумаги, в страну Стекляндию и царство пластика). Погружаясь в игру, дети незаметно для себя, начинают активно искать пути решения проблемы.
Словесные методы. Применяются в ходе каждого эксперимента или наблюдения. Решение проблемы начинается с моих наводящих вопросов, вопросов детей, моего рассказа о том или ином объекте. Дети обычно активно включаются в беседу и начинают свои рассказы, стараются поделиться впечатлениями, опытом из своих наблюдений во время прогулки с родителями за живой и неживой природой. Некоторые делятся рассказами о наблюдениях за животными дома (черепаха, попугай). Я даю возможность высказаться каждому ребёнку, обсудить увиденные результаты.
Эксперименты и исследовательскую деятельность в дошкольном учреждении проводятся как со всеми детьми одновременно, так и с подгруппой (наблюдения за растениями, свойства магнита и др.). Эта деятельность может проводиться так же индивидуально (с картами на каждого ребёнка, где ребёнок фиксирует свои выводы и полученный результат в рисунке).
Важным из всех условий организации экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо, чтобы в каждой группе в соответствии с возрастом детей центр природы и экспериментирования был оснащён материалами для исследований (песок, камни, шишки, ракушки, семена, крупы, разные ёмкости, трубочки, лупы, фонарики, резина, дерево, пластик и др.)
Очень интересным видом исследований в старшем дошкольном возрасте является рассматривание при помощи электронного микроскопа.
Например: дети уже знают, что фрукты и овощи состоят из воды, но что ещё есть внутри них? Дети стали размышлять… «Ведь это живая природа. Фрукты созревают на дереве из цветков, овощи растут из ростков в огороде», «А почему волосы нас греют?».
При проведении таких исследований, дети делают выводы: фрукты и овощи состоят из клеток, внутри есть жизнь. Во время роста клеток становится больше, поэтому они растут. А волос человека – полый (внутри пустой). Поэтому волосы нас так греют.
Так же дети очень любят сравнительные эксперименты.
Все знают, что стекло и пластик - очень нужны людям. Без них невозможен быт человека. Есть очень мелкие предметы из этих материалов, которые хотелось бы лучше рассмотреть. Например, пластик и стекло можно исследовать не только руками, руками, но и увидеть их через лупу.
Дети делают выводы: стекло издаёт звонкий звук, а пластмасса глухой. Стекло гладкое и холодное, а пластик гладкий и ребристый или шершавый. Стекло тяжёлое, а пластмасса лёгкая. Стекло блестит и прозрачное. Пластик – матовый. Через стекло лупы можно лучше разглядеть мелкие детали предметов.
Ёщё один интересный сравнительный эксперимент: «Какие предметы притягивает магнит?». В старшем дошкольном возрасте ребята уже знакомы с магнитом. Но оказывается, не всё, что нас окружает подвластно силе магнита.
Для эксперимента дети могут налить в стакан воду и положить в него магнитик. Но, как достать магнит, не замочив руки? Например, деревянная погремушка не справится с этой задачей, скрепка – тоже нет.
Проводится эксперимент. И вот! Ключами получилось достать магнитик. Скрепкой не получилось достать магнитик, она упала в стакан, так как она слишком маленькая и лёгкая. Магнит своим весом притянул скрепку на дно. Нашли выход – ключи. Они имеют вес, магнит легко поддался притяжению.
Ребята могут сделать вывод: магнит притягивает только железные предметы, дерево – это природный материал, магнит – это тело, обладающее магнитным полем и он притягивает только железные предметы (ключи, скрепки). Магнит может действовать через стекло, на расстоянии (магнитным полем).
Всем известно, что дети очень любят воду, мыльную пену. Это приводит их в восторг. Как можно взбить пену, не только руками в воде? Какие предметы могут быстрее и выше взбить пену. И от чего зависит качество мыльной пены? Дети всегда размышляют, ищут пути решения и приходят к выводу, что, используя разные предметы (венчики, палочки от мороженного, пипетки, губка) и разное по концентрации мыло (густое и очень жидкое) вполне возможно добиться желаемого результата.
Проводим эксперимент и видим: венчиком - пены получается больше, а палочкой для мороженного, пипеткой – пену взбить труднее. Губка помогает быстрее взбить пену, хорошо впитывает в себя воду и пену. С помощью густого мыла можно получить пышную пену, жидкое мыло не дало желаемый результат – пены получилось мало.
Когда встаёт вопрос о празднике, то какой же праздник без ярких и красивых воздушных шариков? Но как можно надуть шарик, не прикасаясь к нему губами. Вот задачка! А ведь можно без проблем надуть шарик насосом.
Есть ли ещё какие-то способы? Увидев, что ребята затрудняются, можно им подсказать. Оказывается, можно получить такую реакцию, от которой шарик не только надуется, но и сам взлетит в воздух!
При организации опыта мы использовали пищевую соду, уксус, бутылку с водой. (перед началом опыта, я напомнила детям о безопасности в быту) Основную часть опыта проводит воспитатель – наливает уксус в бутылку с водой. А дети насыпают через воронку из бумаги соду в шарик и надевают шарик на бутылку. Реакция веществ дала результат, который привёл детей в восторг. Шарик надулся.
Мы объясняем детям на доступном им языке о взаимодействии соды и уксуса. При добавлении пищевой соды в уксус происходит химическая реакция, выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
Ребята в восторге. Они делают свои выводы. Шарик можно надуть, получив химическую реакцию пищевых продуктов – соды и уксуса. Многие дети знают и делятся впечатлениями о применении мамой и бабушкой этих продуктов во время выпечки на кухне (сода и уксус делают пышной выпечку).
А вот выращивание кристаллов, это что - то из области фантастики.
Дети знают из познавательных мультфильмов или умных книжек – энциклопедий, что на дне океана могут расти кристаллы.
А можно ли их вырастить самим? Многие из детей часто видят, как мама или бабушка занимаются выпечкой и часто растворяют сахар.
Высказывания детей из личного опыта могут быть такими: «Я видел, как сахар твердеет в кастрюле, затем появляются маленькие кристаллы, он застывает».
А можно ли сделать самим кристаллы в группе? Конечно, мы с детьми можем попробовать вырастить кристаллы соли с сахара.
Итак, мы наливаем воду в 2 банки и насыпали в одну соль, а в другую сахар. Понаблюдав два дня, приходим к выводу, что надо добавить больше соли и сахара. А ведь кристаллы можно получить из густого раствора.
Дети решают привязать к карандашам лески и на них скрепки, чтобы кристаллы наросли на скрепки, их можно будет вытащить и увидеть. Ещё после двух дней наблюдения, видно, что на стенках банок образовавшиеся круги из кристаллов, скрепки так же обросли маленькими кристалликами.
Вот так! Оказывается, кристаллы соли и сахара растут за счет нарастания на них из водного раствора соли и сахара других кристаллов.
Можно ещё очень много интересных опытов и экспериментов (прыгающие мыльные пузыри, сравнение ткани и бумаги и другие) проводить с детьми в группе и обязательно можно советовать родителям заниматься экспериментальной деятельностью дома с детьми. Ведь это так занимательно!
Игры – эксперименты, исследования, опыты не только развивают умственные способности детей, но и расширяют у них кругозор, желание познавать новое и добиваться положительных результатов своими силами, используя полученные навыки и умения.