Олеся Ананьева
Консультация для родителей «Как понять, что ребёнок не готов к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдать ребенка в первый класс с шести лет или посидеть еще годик — эта дилемма встает перед многими родителями. Решение чаще всего принимают, исходя из уровня интеллектуального развития малыша, при этом другие показатели в расчет не берутся. С помощью детского психолога Ольги Архиповой и педагога начальных классов Инны Ведутенко разбираемся, почему так делать нельзя и как на самом деле определить готовность ребенка к школе.
Публикация «Консультация для родителей „Как понять, что ребёнок не готов к школе?“» размещена в разделах
Официально установленных требований к будущим первоклассникам нет, в каждой школе они разные. Обычно перед поступлением ребенок проходит собеседование со школьным психологом. Его могут попросить рассказать о себе и своей семье, назвать дни недели и перечислить месяцы, посчитать до 10 и обратно, попросить пересказать небольшой текст.
Хотя формально для поступления в первый класс можно не уметь и этого. По закону об образовании школа может отказать ребенку, только если в ней нет свободных мест — тогда родителям предложат замену. Так что собеседование носит, скорее, ознакомительный характер и не является обязательным.
Но это не значит, что готовность к школе не важна для ребенка и его семьи. Ведь от этого будут зависеть не только оценки, но и отношения в коллективе и даже состояние здоровья первоклассника.
Интеллектуальная готовность
Это то, на что родители обращают внимание в первую очередь: набор определенных знаний, а также степень развития памяти, внимания, мышления, воображения и речи.
Тесты и опросники, которые можно найти в сети и разных педагогических изданиях, как правило, оценивают именно эту сторону готовности ребенка. И именно здесь кроется опасность ошибки. Если дошкольник легко справляется с заданиями, это очень льстит родительскому самолюбию, и маленького «гения» хотят отдать в школу как можно раньше. Однако развитие — процесс многогранный, и списывать со счетов другие признаки готовности ребенка к школе нельзя. К тому же чрезмерно осведомленный ребенок может быстро утратить интерес к учебе в школе.
Уровень интеллектуальной готовности можно проверить в домашних условиях с помощью графического диктанта — рисования по клеточкам под диктовку. Он позволяет оценить, насколько ребенок сосредоточен и внимателен, а также определить уровень слухового восприятия и пространственного интеллекта.
Психологическая готовность
Когда в школу приводят шестилеток, которые с двух лет обучались в кружках раннего развития, это часто приводит к «отложенным» проблемам. Дисграфия, дислексия, отсутствие мотивации к учебе, трудности в коммуникации проявляются не в первые месяцы обучения и адаптации, а позднее. Часто даже при высоком интеллектуальном уровне ребенок не готов к первому классу психологически. Обычно общая психологическая готовность формируется только после семи лет.
Если ребенок не может 20 минут просидеть на одном месте, выполняя какое-то задание, не удерживает внимание, не запоминает инструкцию, не умеет работать по образцу, отвлекается на любую помеху, у него отсутствует интерес к окружающему миру (познавательная активность, любознательность) — то у него возникнут трудности в обучении. В этом случае со школой лучше повременить.
Если же такой возможности нет, стоит предупредить учителя. Родителям нужно больше времени проводить с ребенком, не нагружать его дополнительно, на какое-то время отказаться от кружков и секций и наблюдать за состоянием и настроением школьника. При необходимости обратиться к психологу или неврологу.