Рябышева Виктория
Как помочь ребёнку заговорить
▼ Скачать
Как научить ребенка говорить – упражнения для развития речи и советы
Когда ваш малыш заговорит? Точного ответа не даст ни один логопед или педиатр. Развитие речи, как и развитие мышления, индивидуально.
Некоторые дети лепечут уже в 10 месяцев, другие произносят первые четкие слова в 2 года. На освоение речи влияют две
группы факторов: особенности развития мозга ребенка, а еще количество и качество его общения с родителями. Регулярные занятия и соблюдение несложных
правил, которые мы собрали в статье, помогут вам понять, как научить малыша говорить.
Как дети осваивают речь?
Публикация «Как помочь ребёнку заговорить» размещена в разделах
От первого крика ребенка до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом»
малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.
«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их кроха осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит
у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки. Но постепенно между звуками
и конкретными движениями речевого аппарата ребенка устанавливаются крепкие связи.
Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует
подражать тому, что слышит. В это время смысл слов для ребенка еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок
живо реагирует.
К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама»,
«дай», которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).
Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести малыша к логопеду, если, на ваш
взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит
в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.
Как научить ребенка говорить: 6 советов
Создайте активную речевую среду
Первый этап освоения речи называют сенсорным — кроха учится понимать то, что говорят другие. Только потом малыш осваивает моторную речь, то есть начинает сам произносить звуки и слова.
Поэтому с первого дня жизни важно разговаривать с ребенком. Комментируйте свои действия: рассказывайте, как устроена кухня и сад за окном,
почему птицы клюют корм и зачем малышу принимать ванну. Когда карапуз слышит повторы одних и тех же сочетаний звуков, он
начинает их запоминать и узнавать.
Но речь — это не только звуки. Мозг связывает слова с видом, запахом, вкусом и цветом предметов. Поэтому
родителям нужно уделять время совместному исследованию мира.
Обращайтесь к ребенку
К полугоду малыш начнет откликаться на собственное имя. Но и с первого дня ему важно быть услышанным. Ребенок должен видеть
реакцию родителей на его «обращения». Просто включить телевизор еще не значит создать живую речевую среду. Важен диалог — включение ребенка
в процесс общения.
Правильно и четко говорите
Бывает сложно удержаться, чтобы не начать «сюсюкать» с малышом. Но полезнее произносить слова без искажений — ребенок запоминает, как звучат
и произносятся звуки, поэтому лучше сразу осваивать их правильно.
Когда малыш пытается произнести какое-то слово, его мозг ориентируется на «образец», заложенный в его памяти. Ребенок не может осознать изъян
в произношении и пропустить его. Ребенок полностью копирует то, что запомнил.
Позволяйте ребенку формулировать просьбы
Создавайте ситуации, когда крохе нужно подробно рассказать, что именно он хочет. Попросите ребенка произнести свою просьбу не одним словом-предложением («дай»,
«пить», «ма»). Задавайте вопросы и уточняйте, что именно хочет попить малыш, какую именно игрушку ему дать и т. д.
Повторяйте
Повторяйте названия, цвета, перебирайте имена членов семьи вместе с малышом. Обязательно иллюстрируйте свои слова жестами и яркой интонацией.
Играйте и читайте книги
Когда мама или папа вслух читает книгу, ребенок слышит новые слова, которые еще не встречались в обыденной речи. Останавливайтесь на
незнакомых словах и объясните их смысл. Не игнорируйте, а поощряйте вопросы крохи.
Важна интонация и увлеченность, с которой вы передаете ему историю. Не просто читайте сказку от начала до конца, а рассматривайте
иллюстрации и рассказывайте истории об изображенных героях (кто нарисован, что делает и т. п.). Заставляйте игрушки и предметы разговаривать с разными
интонациями — вовлекайте ребенка в игры, где все друг с другом говорят.
Упражнения для развития речи ребенка
Делать упражнения, которые помогают заговорить ребенку, рекомендуется с первых месяцев жизни и позднее, уже в садике и школе. Перечислим основные виды упражнений.
Массаж
Доказанный факт — развитие речи напрямую связано с тренировкой моторики рук и развитием координации и движения. Зоны мозга, которые отвечают
за движение рук и органов речи, находятся рядом.
Развивать ручки и пальчики ребенка можно с первых месяцев. Хорошо делать ребенку легкий массаж: гладить пальчики и легко массировать подушечки
пальцев. Постепенно мама подключает слова и превращает простой массаж в игру: «Сорока-ворона» или «Ладушки-ладушки»
Развивать моторику через игры
Кинетический песок, лепка, рисование разными карандашами и фломастерами, собирание пирамидки и мозаики — все игры, где ребенку нужно ловко работать пальчиками, будут полезны.
Артикуляционная разминка
Речевой аппарат ребенка нужно тренировать, чтобы все звуки произносились правильно. Помните, это не олимпийская тренировка, а интересная игра, которая должна
увлечь кроху. Ярко описывайте упражнения и придумывайте красочные описания для того, что делаете. Начинать разминку с детьми до 4 лет можно с самых простых упражнений и уделять занятию 10 минут в день (2-3 упражнения). Главное — регулярность.
«Замесить тесто» : нужно приоткрыть рот, разомкнуть зубы и по кругу «взбивать» воздух язычком, сначала в одну, затем в другую сторону.
«Блинчики» : теперь выкладываем готовые блинчики: расслабляем язычок и укладываем на нижнюю губу, раз — и проглотили, выкладываем еще один — снова проглотили и т. д.
«Слизываем варенье» : острым кончиком языка нужно слизать воображаемую сладкую капельку с верхней и нижней губы.
«Сытый хомячок» : сжимаем губки бантиком, надуваем щеки и толкаем в них воздух, как маленький хомячок с орешками во рту.
«Улыбка/трубочка» : сначала вытягиваем губы, будто произносим звук «у», затем широко улыбаемся.
«Маятник» : нужно улыбнуться, разомкнуть зубы и водить языком справа налево.
Чередуйте такие динамичные упражнения со статичными. При этом описание одной и той же игры каждый раз может быть новым.
«Самая широкая улыбка» : улыбаемся 5 секунд максимально широко.
«Рыбка» : втягиваем щеки, прижимаем их к зубам, чтобы губки сложились сердечком.
«Растягиваем звуки» : по очереди тянем длинные гласные «а», «о», «у», «и», «е».
Малыш не видит себя во время упражнений, поэтому ему может быть сложно с первого раза их выполнить. Попробуйте поставить перед ребенком зеркало.
Дыхательная гимнастика
Упражнения, которые будут развивать легкие и диафрагму ребенка, особенно полезны. Для самых маленьких (от 2 лет) упражнения превращаются в игры,
которые включают произнесение звуков, поэтому помогают улучшить речь.
Полноценной дыхательной гимнастикой рекомендуется заниматься с 4-5 лет, когда ребенок может осмысленно контролировать дыхание. Для младших подойдут размеренные игры без
резких вдохов и выдохов. Важно следить, чтобы во время упражнений ребенок не задирал плечи, а выполнял задания, надувая и сужая
легкие.
«Одуванчик» : вытяните руку вперед с воображаемым пушистым одуванчиком, через нос наберите полные легкие воздуха и медленно сдуйте ртом все-все пушинки.
«Мыльный пузырь» : поймайте ртом воздух, будто поглотили мыльный пузырь — теперь он у вас во рту, поэтому щеки надуты. Слегка приоткройте губы и медленно выдохните.
«Букет» : нужно понюхать каждый цветок в букете и с наслаждением выдохнуть.
«Насос» : ребенок ставит руки на пояс, приседая, делает вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже.
Развивайте чувство ритма
Когда ребенок начал уверенно ходить, учите его танцевать и попадать в ритм. Танец развивает слух и помогает развитию речи. Полезны
и другие игры на слух: просите ребенка определить, где находится источник того или иного звука. Играйте в «Звуковой мяч» : перекидывайте
друг другу мячик, повторяя друг за другом сложные звуки и придумывая новые.
Рассказывайте сказки по картинкам
Подобные игры помогут быстрее освоить ребенку, как строить предложения и законченные фразы. Вместе с ним сочиняйте новые и новые этапы истории, добавляя картинки.
Учите скороговорки и потешки
Легкие стишки с повторами слов и звуков — отличная тренировка дикции и речевого аппарата ребенка. Можно проработать каждый звук и отточить произношение.
Играйте с пальчиками: разучите стишки на каждый пальчик. Например:
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Потому и растолстел.
Ладушки
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).
Коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
Хвалите ребенка
Не ругайте малыша, если он не может освоить что-то с первого раза. Поощряйте и отмечайте каждую его маленькую победу: слово,
звук, предложение и активность в игре. Ребенок будет чувствовать вашу любовь, а значит, процесс речи будет для него желанным и
интересным.