Лихоманова Надежда
Консультация «Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребёнок уже долгое время занимается с логопедом и продолжает, так же как и раньше картавить, шепелявить, или говорить так, как будто у него «полный рот каши». Причин может быть несколько, но самая распространённая из них, скорее всего следующая: ребёнок уже какое-то время умеет правильно произносить проблемный звук на занятиях с логопедом, в привычной для этой деятельности обстановке, но не научился, не привык себя контролировать свободной речи. На этапе автоматизации звука в свободной речи ребёнок очень нуждается в помощи родителей. Очень редко ребёнок сам контролирует правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи. Для того чтобы довести до автоматизма произношение новых для ребёнка звуков требуется несколько месяцев упорной работы, а иногда весь учебный год. Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков.
Публикация «Консультация „Как помочь ребёнку правильно произносить поставленные звуки?“» размещена в разделах
В свободной бытовой речи «следить» за звуками особенно трудно, так как ребёнку необходимо реализовать речевой замысел. В потоке речи проанализировать каждое слово, т. е. сделать фонематический анализ. (особенно это тяжело детям, у которых недостаточно сформированы фонематические процессы или дети, у которых грубо нарушена звукослоговая структура слов, например произнесение таких слов как «трактор», «телевизор», «строительство» вызывает затруднения). Очень часто ребёнка переполняют разнообразные эмоции или он просто устал, переутомлён, недомогает. Ребёнку нужно поставить язык в правильное артикуляционное положение новое непривычное для него. Помочь в таком нелёгком деле могут ребёнку близкие люди, которые чаще общаются с ним (воспитатели, мамы, папы, бабушки).
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
• автоматизация звука в предложениях;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
• автоматизация звука в разговорной речи.
Рекомендуемые игры:
Автоматизация звука в слоге
• произнеси слоги Ша-ша-ша РА-РА-РА-РА-РА СА-со-су-сы
• проговори слоги - с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно) Ра-ра---ра-ра-ра Шо-шо-шо---шо-шо - с изменением ударения Ла-ла-ла Ла-ла-ла Ла-ла-ла
Автоматизация звука в слове
• ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?» КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ С ПОСТАВЛЕННЫМ ЗВУКОМ?
• Усложнения по лексическим темам (фрукты, овощи, мебель, марки машин, имён и т. д.)
• счёт предметов от 1 до 10 и обратно Одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т. д.
• спряжение Я работаю Ты работаешь Он работает (она, мы, вы, они)
• ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО». Маша – Машенька
• ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВЕЧКО». Придумываем с заданным звуком в определенной части слова (начало, середина, конец) Рак, горка, двор.
Автоматизация звука в предложении
• ИГРА «ПРИДУМЫВАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ». Сначала предложить ребёнку придумать с заданным звуком имена (Рома, Рая, Артур и т. д.)
• усложнение предложение из трех слов. Рома фотографирует тигра.
• Если Вы прочитали ребёнку сказку или посмотрели фильм, предложите вспомнить слова с заданным звуком.
Предложенные словесные игры очень простые не требуют специального выделенного времени. Лучше играть всей семьёй. У всех есть повод пообщаться порадоваться успехам своего ребёнка. Необходимо несколько игр держать в голове и контролировать правильное произношение звуков. Если не воспользоваться вышеизложенными рекомендациями, то, скорее всего ребёнок будет правильно произносить поставленные звуки только в кабинете логопеда. Самоконтроль у ребёнка вырабатывается только в том месте и с тем человеком, где есть контроль звукопроизношения.
Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.