Елена Шмыркова
Как помочь ребёнку подготовиться к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дать ребенку больше времени на знакомство с садом. Рассмотрите здание сада снаружи, погуляйте вокруг, понаблюдайте за детьми на прогулке. Если правила сада позволяют, сходите туда на «экскурсию», закопайте на площадке какой-нибудь «секретик».
Поискать возможность сменить привычную обстановку: сходите в гости, на детский праздник, на новую детскую площадку. При этом не торопите ребенка. Может быть, в первый раз он просто понаблюдает за происходящим.
Темочки:
Поискать возможность расширить его опыт общения с детьми: может быть, начать посещать игровые занятия, чаще бывать на детской площадке и т. д. Замечательно, если с теми же детьми он потом пойдет в детский сад.
Обращать внимание ребенка на других детей: что они делают, как их зовут и так далее.
При возникновении трудных ситуаций не брать на себя их разрешение, а помогать ребенку справляться с ними самостоятельно.
Попробуйте познакомить вашего ребенка с детьми, с которыми ему потом предстоит вместе ходить в детский сад.
Попробовать ненадолго оставлять ребенка с кем-то из членов семьи.
Понемногу знакомить с новыми взрослыми: ходить в гости, в группы развития и т. д. Можно сначала приглашать их к себе домой, а потом уже общаться на новой территории.
Понаблюдать, как вы называете новых взрослых. В саду ребенку предстоит называть воспитателей по имени и отчеству, так что, возможно, самое время, чтобы в вашем кругу появились не только тети Маши, но и Марии Ивановны.
Постараться максимально создать ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира. Предупреждайте его обо всех предстоящих событиях: если вы уходите, если приходит новый человек, если что-то изменится в режиме дня – обо всем этом важно сказать ребенку заранее.
Для ощущения стабильности в этом возрасте очень важны привычные ритуалы – то есть регулярно повторяющиеся действия. Скажем, каждый вечер ребенок укладывается спать, и каждый вечер мама купает его, потом читает ему сказку, потом целует на ночь. Причем попытки внести изменения в привычную последовательность порой вызывают бурный протест!
Обращайте особое внимание на эмоциональный и физический контакт с ребенком: обнимайте его, гладьте перед сном, говорите: «Я так тебя люблю, ты мой любимый сыночек»
Показывать ребенку, как играть с кубиками, машинками, куклами, пирамидками, и ненадолго оставлять его играть самостоятельно. При этом не надо торопиться с придумыванием сложного сюжета. Для детей трех лет преобладающим видом игры является предметная, то есть они не разыгрывают сюжет, а играют в основном в действия: кормят кукол, катают машины и т. д.
Учить его придумывать игры самостоятельно. Спросите его: «Во что мы будем играть?» и играйте вместе в то, что он придумывает. Если вам покажется, что сюжет игры недостаточно развивает малыша или слишком прост, постарайтесь воздержаться от комментариев: постепенно ребенок научится придумывать более сложные и развернутые игры.
Если обычно вы находитесь рядом, постепенно увеличивайте время, когда ребенок занимает себя сам. Возможно, вы начнете с 5–10 минут.
Полезно провести такую «инвентаризацию» : отметьте, что он уже умеет, а чем еще только предстоит овладеть перед садом. Составьте для себя примерный перечень навыков, которым вам необходимо научить ребенка перед садом, и определите, в какой последовательности вы будете это делать.
Подберите ребенку для сада такую одежду, чтобы он мог ее самостоятельно снимать и надевать. Желательно, чтобы на ней не было сложных застежек или завязок. Тапочки на липучках для малыша предпочтительнее, чем на шнурках. При этом познакомиться с новыми нарядами, научиться их надевать и снимать лучше заранее, чтобы они не оказались неожиданными сюрпризами.
Постарайтесь заблаговременно узнать, как строится день в детском саду. Сравните режим сада с вашим привычным ритмом жизни. Конечно, в идеальном варианте хорошо бы заранее приучить к режиму детского сада. Однако это возможно далеко не всегда. В таком случае имеет смысл подумать, можно ли как-то приблизить «домашний» и «детсадовский» режимы.
Возможно, у вас в семье есть какие-то привычные ритуалы или действия, от которых вы планируете постепенно отказаться (например, ваш ребенок еще на грудном вскармливании, вы спите совместно с малышом и так далее). Казалось бы, проще всего произвести революцию: и в сад отдать, и от груди отлучить заодно. Однако это не так: когда ребенок сталкивается с несколькими переменами сразу, уровень стресса при этом существенно повышается. Поэтому лучше решать эти задачи постепенно. И если ваш малыш пошел в сад, то прочие жизненные изменения имеет смысл отложить до тех пор, пока он не привыкнет. Иногда знакомые ритуалы из «досадовской» жизни очень успокаивают и поддерживают в непростой период привыкания к саду.
Выяснить, чем детей будут кормить. В детских садах, как правило, вывешивают меню на стенде в группе или даже на сайте. Некоторые блюда ребенку могут быть незнакомы: скажем, дома мама готовит сырники, а в саду предполагается творожная запеканка, или же в саду на завтрак дают какао, которого ваш малыш за всю свою жизнь даже не пробовал.
Познакомить малыша с непривычными блюдами заранее. Приготовьте новые блюда дома или попробуйте их где-нибудь в гостях или в кафе.
Ребенок готов к саду, когда он понимает, что будет происходить в саду, и обладает определенным опытом, умениями и навыками.