Ирина Панкова
Консультация «Как помочь ребенку с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм - это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма до сих пор неизвестны. Возможно это нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У детей-аутистов часто наблюдаются мозговые дисфункции, нарушения биохимического обмена.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свои симптомы. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального, зрительного, коммуникативного контактов; гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразным действиям речевым и моторным (раскачивание, потряхивание руками, хождение на цыпочках, перебирание пальцами перед глазами); пристрастие к необычным предметам. Особо выделяется нарушение коммуникативной функции речи, речевые штампы, фонографическая речь.
Педагогам, работающим с детьми с РАС, нужно придерживаться определенных психологических установок.
1. Доброжелательность. Агрессия взрослых – это препятствие на пути к установлению положительного контакта с ребенком.
2. Целеустремленность. Ежедневное обучение, позволяющее ребенку усвоить новые знания и навыки, умения.
3. Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
4. Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка, успехи и достижения.
5. Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
6. Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
7. Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку управлять собой.
Адаптация детей с РАС к детскому саду процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий персонала и близких. Такой ребенок требует больше дополнительного внимания. Необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него всё происходящее и намечаемые действия. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Передавая вечером ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события. Такие меры требуют большего терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать и упорядочить поведение ребенка с РАС.
Ребенок с РАС более замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, не демонстрирует интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, крайне неохотно идет на что-то новое, часто совершает движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону. Избегает обычных телесных прикосновений, контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание, или наоборот уходит в игру.
Чтобы установить контакт с детьми с РАС требуется сначала понаблюдать за ними и установить контакт. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего воспитатель его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течение 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться, да и само занятие должно увеличиться. В первые занятия придется чередовать тесный контакт, с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок станет допускать наше присутствие вблизи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Теперь мы знаем, что ребенка интересует. Далее работу с детьми нужно планировать, чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать.
Основное в сенсорных играх с детьми с РАС – разделенное переживание. С одной стороны оно является способом установления контакта, а с другой становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения раздельного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.
В играх с предметами задачей для педагога становится расширить игру. Педагог может из своих, незначимых для ребенка, игрушек складывать точно такие ряды и структуры в пространстве. Наша задача привлечь внимание ребенка к себе и заинтересовать. Через пару занятий к своему ряду нужно добавить какой-нибудь примитивный сюжет. Однако, невозможно завлечь ребенка игрой, если вы сами не получаете от нее удовольствия. Перед педагогами не стоит задача убрать стереотипную игру, а расширить сам стереотип, внося в него смысл и дополнения. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности тогда, когда она четко заранее запрограммирована (последовательность действий). Ребенок, знающий последовательность своих действий более спокойный. Поэтому в групповом помещении можно расположить пооперационные карты, на которых в виде символов изображена последовательность действий.
Аутичный ребенок плохо осознает свое тело, У него может быть плохо развита пространственная ориентация. Поэтому в группе можно разместить несколько зеркал на уровне глаз ребенка.
Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.
Список литературы
1. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман; ред. -сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. – М. : Мирос, 2002. – 296 с.
2. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 3-10.
3. Семаго, М. М. Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход. // Известия РАО. – 2006. – № 2. – С. 81-90.
4. Сорокоумова, С. Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. – 2011. – № 3. – С. 214- 218.