Лучший педагог года

Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении. Нейропсихологический подход (6 фото)

ольга трушникова
Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении. Нейропсихологический подход

Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении. Нейропсихологический подход

В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, они оказываются неуспевающими учениками или учащимися, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.

Фото №1 В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей

Может ли психологическая наука и, в частности, нейропсихология помочь в решении этой важнейшей проблемы?

В современной детской нейропсихологии, основания которой были заложены Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, накоплен значительный теоретический потенциал и существенные эмпирические данные, учет которых позволит, на наш взгляд, повысить эффективность поисков путей разработок оберегающих здоровье детей обучающих технологий.

Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности. «Энергетическая» проблема в той или иной мере свойственна всем детям. Остальные проблемы из представленного выше перечня более специфичны, то есть требуют индивидуального подхода. Индивидуальный подход к детям предполагает, во-первых, учет личности ребенка и социальных факторов его развития и, во-вторых, учет состояния его высших психических функций. В современной психолого-педагогической литературе широко представлен личностно-ориентированный подход, направленный на учет первой группы факторов, он оптимизирует реализацию прежде всего таких требований, как обеспечение мотивации и осознание успешности обучения. Когда мы говорим об учете состояния высших психических функций учащегося, то здесь речь идет о нейропсихологическом анализе индивидуально-типологических особенностей детей, выделении сильных и слабых сторон развития их высших психических функций

Для успешного освоения школьной программы ученик должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и мотивации. Если данные процессы развиты недостаточно, то возникшие трудности в обучении и неудачи резко снижают у ребенка желание учиться.

Причины слабой успеваемости различны: от ослабленного здоровья до неблагополучной семейной ситуации, от наследственных факторов до педагогической несостоятельности родителей. И помощь ребенку в каждом случае будет разной. Педагоги-репетиторы в данном случае работают со следствием: несформированностью учебных навыков, которые приводят к слабой успеваемости. Нейропсихолог же проводит комплекс нейропсиходиагностических мероприятий для того, чтобы понять, почему учебные навыки не сформировались вовремя.

Основная причина трудностей в обучении – низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обуславливает низкий уровень умственной работоспособности.

Фото №2 Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития

Что такое нейродинамика?

Для продуктивной деятельности человеку необходимо находиться в состоянии активного бодрствования – это возможно при достаточном тонусе коры головного мозга. Структуры, отвечающие за активность коры головного мозга, формируются очень рано – во внутриутробном периоде и на первом году жизни и очень чувствительны к различным вредным воздействиям окружающей среды. При недостаточном развитии данных структур нарушается нейродинамика нервно-психических процессов – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность, способность к быстрому переходу от торможения к возбуждению, стабильность активности нервных процессов. Это отражается на работе всего мозга, но в первую очередь на внимании и темпе выполнения какой-либо деятельности.

Как определить, что у ребенка нейропсихологические трудности?

Работоспособность ребенка имеет волнообразный характер, он очень долго выполняет домашнее задание, не способен мобилизовать свои ресурсы и доделать начатое. В результате ребенок истощается и почти не может усвоить представленный материал. Он не сразу включается в учебную деятельность на уроке. Быстро устав, перестает воспринимать информацию, зевает, качается, вертится. Неспособность к долгой концентрации приводит к тому, что ребенок мешает другим или «витает в облаках». Соответственно он отстает от программы и с трудом может изучать предмет. Глазами педагога такой учащийся видится как уступающий интеллектуально. На самом деле он может иметь высокий уровень интеллекта, но не иметь достаточно энергетических ресурсов, чтобы проявить это.

По каким еще признакам определить, что у ребенка нейропсихологические трудности:

• Он часто забывает дома предметы, необходимые в школе, а в школе – личные вещи, забывает или не успевает записать домашнее задание;

• Почерк к концу строки укрупняется или наоборот становится мелким. Могут чередоваться очень большие и очень мелкие буквы;

• Растет число нелогичных ошибок, описок, например, пропуск букв, недописанные слова, отсутствие знаков препинания, заглавных букв;

• Инертность при решении задач на обобщение;

• При получении задания для самостоятельной работы ребенок приступает к нему не сразу, поэтому часто не успевает выполнить его вовремя;

• Предметы учащегося часто падают на пол (так он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» свой мозг «энергией»);

• Меняется поведение ребенка – ребенок становится капризным, трудно управляемым, истеричным;

• Появляются трудности с засыпанием;

• Ребенок чаще других болеет респираторными и другими соматическими заболеваниями.

Все вышеперечисленное позволяет заключить: снижение нейродинамических показателей делают невозможным полноценное функционирование высших психических функций, приводит к снижению адаптивных механизмов и снижает уровень самоконтроля. Плохая учеба и плохое поведение – следствие недостаточного уровня работоспособности.

Как повысить нейродинамику:

С указанными трудностями направленно справляется нейропсихологическая коррекция. Одна из ее основных задач – проведение комплексной работы, направленной на повышение общей мозговой активности. Повышение нейродинамики поможет ребенку справиться со школьными и домашними нагрузками.

1. Эффективно повышают нейродинамику дыхательные упражнения, которые необходимо выполнять ежедневно. За счет обильного насыщения мозга кислородом оптимизируются все нейродинамические показатели. Как результат - улучшаются навыки самоконтроля, что важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Правильное дыхание помогает снять ребенку психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций. Он учится следить за своим эмоциональным состоянием и лучше управлять им.

2. Повышают уровень психической активности растяжки – специальные упражнения на растягивание, которые способствуют устранению мышечных зажимов

3. Улучшить кровообращение, обменные процессы помогут массаж и самомассаж, особенно шейно-воротниковой зоны, ступней и ладошек.

4. Общеукрепляющие процедуры (контрастный душ и зарядка по утрам, самомассаж воротниковой зоны сильной струей душа и массажной рукавичкой, ходьба по массажным коврикам).

5. Здоровая пища, содержащая необходимое количество витаминов и минералов.

6. Щадящий режим (смена труда и отдыха, адекватная физическая активность (бассейн, йога, ушу).

7. Снижение учебных нагрузок до уровня возможностей ребенка.

Фото №3 Попадая в условия систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учащимися успехи которых в школе достигаются ценой здоровья

Как организовать режим и рабочее пространство

Для ребенка с недостаточной работоспособностью мозга процесс выполнения домашних заданий заметно затруднен. Чтобы облегчить этот процесс можно особым образом организовать рабочее пространство: например, структурировать, разместив маркированные коробочки, ящички, всевозможные разделители и указатели. Это поможет ребенку раскладывать все по местам и пространственно организовывать свою деятельность. В процессе выполнения уроков важно контролировать время. Следует заранее определить, сколько времени отводится на конкретное задание. Временные промежутки должны быть короткими, контролировать их может сам ребенок. Важен и ритм: для младших школьников после 20 минут работы должен последовать перерыв 10 минут. Выполнение домашнего задания не должно носить негативный характер. Очень важно поддерживать ребенка и давать ему эмоциональное подкрепление и отмечать даже самые маленькие успехи. Что-то приятное может ждать ребенка в перерыве между выполнением заданий: перекус (чай с лимоном, банан, цитрусовые, орехи, цукаты, разминка (дыхательная гимнастика и дыхательные игры, например, дуть на бумажный шарик и забить гол в импровизированные ворота из кубиков, игры. Не подходят для перерыва компьютерные игры и просмотр телепередач. Мозг не восстанавливается при такой смене деятельности. Для школьников такая деятельность не должна превышать 20 минут в день.

Представленные способы положительно воздействуют на работоспособность мозга, приводят к улучшению психического состояния в целом и гармонизации личности. Эффективнее всего, конечно, они действуют в комплексе. Однако следует проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить противопоказанные ребенку методы, и с психологом, чтобы подобрать упражнения, необходимые именно вашему ребенку.

Как воздействовать на слабые стороны, учитывая сильные?

Нейропсихологическое исследование позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций. С точки зрения нейропсихологии, основная стратегия развивающего обучения (а при необходимости и коррекционно-развивающего обучения) заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего. Иными словами, идущий от Л. С. Выготского принцип работы в зоне ближайшего развития дополняется принципом учета слабого звена. Обучающий ставит перед учеником учебную задачу, мотивирует к ее выполнению и принимает участие в выполнении задания – он сначала берет на себя функции слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку. С этой целью он выстраивает учебные задачи относительно слабого звена по принципу «от простого к сложному» и оказывает ребенку помощь (подсказку, позволяющую выполнить функции слабого звена. Индивидуально-ориентированный подход к развивающему обучению может быть реализован при взаимодействии педагога и психолога, владеющего нейропсихологическими методами диагностики состояния высших психических функций и их развития и коррекции в обучении. Как осуществляется этот подход? На основании данных нейропсихологического исследования и «следящей диагностики» (наблюдения за поведением ребенка в классе и на перемене, анализа выполнения школьных заданий) психолог и педагог выделяют сильные и слабые компоненты ВПФ ребенка и намечают направление развивающей работы, ее качественную специфику. Это может быть, например, развитие функций программирования и контроля, произвольного внимания или развитие зрительно-пространственных функций. Определив направление развивающей работы, педагог и психолог намечают пути ее проведения. В случае выраженных затруднений у ученика это может быть совместная работа учителя и психолога. При менее значительных трудностях развивающая работа проводится учителем в ходе обучения. И для педагога, и для психолога важно определение сложности заданий, адекватных возможностям ребенка.

Фото №4 Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения

Что важно знать психологам, педагогам и родителям о детях с трудностями учения?

Многим детям учиться трудно, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети? Это те, кто может учиться в коррекционном или в обычном классе и нередко по одним предметам (чаще всего устным) быть успевающими, а по письму, чтению или арифметике – нет. Некоторые из них «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями учения, помощи которым посвящена статья.

Опыт работы с такими детьми показывает, что нейропсихолог в школе может эффективно решать диагностические задачи. Взаимодействие психолога и педагога обеспечивает развивающий характер обучения, что, в свою очередь, является мощным психотерапевтическим средством и для учеников, и для учителя.

Фото №5 Чтобы выйти из этого замкнутого круга и требуются охраняющие здоровье технологии обучения
Публикации по теме:

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Использование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 летИспользование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 лет Начав серьезно заниматься пением с совсем маленькими детьми 3-4 лет, я столкнулась с такой проблемой: c детьми этого возраста невозможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении. Нейропсихологический подход
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 08:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь младшему школьнику с трудностями в обучении. Нейропсихологический подход» (включая файлы) размещена пользователем ольга трушникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД