Наталия Колодина
Как помочь дошкольнику справиться со стрессом
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ
СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
Детям необходима психологическая, эмоциональная разрядка. Есть одна сила, которая может успешно противостоять стрессам. Эта сила — детская фантазия. Для того чтобы разбудить ее и запустить механизмы самовосстановления, существующие в детской психике, есть специальные упражнения. Они помогут ребенку расслабиться и освободиться от неприятных переживаний. Подберите среди них те, которые больше всего понравятся ребенку.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ЛЕТ
Работа с цветом
Публикация «Как помочь дошкольнику справиться со стрессом» размещена в разделах
Какого цвета у тебя сегодня настроение? Если бы ты оказался в сказке «Волшебник Изумрудного города», в какой стране ты бы поселился? Или, может быть, ты придумаешь страну другого цвета? Давай нарисуем ее.
Давай поругаемся
Да, да, ругаться можно. Но только сейчас, когда мы с тобой об этом договорились. И ругаться можно только названиями овощей и фруктов. Например, так: «Ты — редиска! Ты — капуста! Ты — тыква!» А теперь давай говорить друг другу ласковые слова: «Ты — яблочко, ты — малинка, ты — земляничка».
Давай подеремся
Драться тоже можно. Только так, чтобы никого не обижать. Для этого:
— можно лупить подушку: давай представим себе, что в подушке спрятался твой самый злющий враг. Ну-ка, задай ему жару! А теперь послушай — он убежал в ужасе или все еще там сидит?
— можно биться с невидимкой: представь себя боксером или каратистом; выходи на середину комнаты и покажи приемчики! Или представь себя брыкливой лошадкой, на которую напал злющий волк, А теперь дай руку: поздравляю с победой!
— можно драться по-кошачьи: встать на четвереньки друг напротив друга, выгнуть спину, оскалиться и громко противно выть, размахивая передними лапами, но не касаясь друг друга, а потом помириться, помурлыкать и потереться друг о друга;
— можно драться по-воробьиному: нужно присесть на корточки, обхватить колени руками и толкать друг дружку плечом; только потом нужно обязательно помириться и пригладить друг другу перышки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ЛЕТ
Работа с мышечным напряжением
Ребенок ложится на пол или садится в удобное кресло. На вдохе он сильно сжимает кулаки и напрягает мышцы рук, задерживается в этом положении на 5-10 счетов. Затем расслабляет руки и трясет ими — они должно быть гибкими.
Затем нужно напрячь ноги, начиная с пальцев, и расслабить их.
Затем попросите ребенка свести плечи, и напрячь живот, затем медленно расслабить его и опустить плечи. Пусть почувствует, как глубоко и спокойно он дышит.
Затем попросите его нахмурить брови, а потом расслабить лоб. Сильно зажмуриться — и открыть глаза. Сжать зубы — и слегка открыть рот. После этого попросите его на 7-10 счетов оставаться в полностью расслабленном состоянии. Потом можно медленно встать с кресла или перекатиться на бок и встать с пола.
Работа с дыханием
Попросите ребенка положить ладони на живот так, чтобы они соприкасались кончиками пальцев, и представить себе, что внутри него находится воздушный шарик. Когда он вдыхает через нос, шарик надувается (пальцы начинают расходиться). На высоте вдоха ребенок должен сделать паузу и сосчитать до трех. Когда ребенок выдыхает через рот, шарик сдувается, и пальцы вновь соприкасаются, а напряжение покидает тело. На выдохе тоже нужно сделать паузу и досчитать до пяти. Длительность упражнения — полминуты минута. Следите, чтобы ребенок не дышал слишком часто, иначе у него закружится голова.
Работа с воображением
Предложите ребенку представить себе, что он сидит в красивом, но запущенном саду
Сейчас раннее утро, светит теплое солнце, в кустах перекликаются птицы, пахнет цветами, под кустами алеют ягоды. Предложите ему навести в саду порядок — выполоть сорняки, расчистить дорожки, обложить клумбы красивыми камнями, подстричь деревья, повесить качели и домики для птиц. Попросите его рассказать, как теперь выглядит его сад, или нарисовать его.
Древняя скала
Его ноги расставлены (одна нога стоит впереди другой, руки опущены, голова и спина выпрямлены, но не напряжены. Пусть немного покачается вправо-влево, вперед- назад, чтобы почувствовать равновесие. Пусть ребенок представит, что его ноги врастают в землю, что он твердый и крепкий, как скала. Легонько толкните его в плечо, и пусть он пассивно сопротивляется толчку, не дает сдвинуть себя с места. Это упражнение укрепляет уверенность ребенка в себе, помогает ему ощутить внутреннюю силу.
Дракон взмахнул крыльями.
Его задние лапы твердо стоят на земле, он чувствует землю каждым кончиком пальца; его ноги чуть расставлены, икры и бедра напряжены; его тяжёлый хвост лежит на земле и от этого спина становится прямой и сильной; его плечи расставлены, за ними разворачиваются могучие крылья. Грудь глубоко дышит. Голова гордо откинута; из пасти вырывается пламя. Вот дракон взмахнул крыльями и взлетел!
Дерево
Его ноги — это сильные корни, тело — могучий ствол, руки — гибкие ветви. Дерево гнется, но не ломается под порывами ветра, радостно пьет дождь, разгоняет ветвями облака и купается в солнечных лучах.
Иногда родители предлагают игру в таком тоне, как будто это обязанность малыша, и тогда пользы от занятия не будет. Основная задача взрослого — увлечь ребёнка занятием так, чтобы он получал удовольствие от процесса. К сожалению, нет идеальной игры, которая поможет снять стресс у любого ребёнка. Упражнения будут отличаться в зависимости от темперамента детей. Нужно отталкиваться от личности ребё нка: для одного важно успокоиться, а для другого — выплеснуть свои эмоции наружу.
Литература
Елена Первушина. «Учим ребенка общаться. КАК?» - М, : Лабиринт Пресс, 2010. - 256 с. : ил. - (Родителям о детях)