Елена Жданько
Как подарить радость чтения детям
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Как подарить радость чтения детям» размещена в разделах
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Ранний возраст, это период в котором начинают формироваться и закладываться первые зачатки интереса к книге и художественной литературе. Этому служат весёлые стишки, смешные песенки, забавные скороговорки, загадки и считалочки, которые знают все взрослые, переданные им от их родителей. В таких маленьких стишках чаще всего действуют воркующие голуби, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. Детей такие стихи настраивают на спокойствие, миролюбивое настроение. Потешки помогают настроить ребёнка на нужный лад в игровой форме, сделать то, что необходимо. Можно попробовать ещё напевать потешки. Ласковые звуки песенки завораживают малышей. Песенки, потешки, сказочки очень помогают общаться с малышами, избегать детских слёз.
Все знакомы с «непонятным упрямством» детей. Особенно сложный возраст от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает проявлять самостоятельность. Этот период сложен не только для родителей, но и для самого малыша. Он ещё не может разобраться в своих желаниях, не может управлять своими эмоциями. А в качестве спасения приходят яркие книги, с объёмными иллюстрациями, музыкальным сопровождением, оснащённые в «мини-театры», книга сотворённая на «новый», современный лад, с интерактивным оснащением, или книга-игра на всевозможную тематику, способна увлечь любого непоседу. Это идеальная книга для детей и взрослых, чтобы наслаждаться ею вместе.
Дети, не желающие и не умеющие ничего делать,- это результат воспитания взрослыми. Но как это исправить? Необходимо (помимо создания разнообразной среды в дошкольном учреждении) осуществить «подлинную революцию» во взглядах воспитателей на детский труд. Труд обязательно должен нести творческий характер. Такой метод помогает ребёнку пройти путь «естественного «восхождения» от речи к письму, а затем к чтению. В нашей работе по приобщению детей и родителей к чтению и книге помогают всё новые издания для детей, которые мы смело рекомендуем родителям своих воспитанников. В этом направлении не заменимым помощником для нас являются Современные издания детских книг из серии «Дошкольная литература», автором одной из книг этой серии под названием «Самолётыш» является Данилова Юлия Григорьевна
Современные иллюстраторы, создают поистине восхитительный мир детской книги. Увидев такую книгу с объёмными иллюстрациями, интерактивной обложкой, переливающими страницами, хочется взять это «чудо» в руки и никогда не расставаться. Такая книга дарит восхитительные ощущения, радость познания, не навязчивое пополнение детского познавательного интереса, обогащает интересы детского творчества, а так же знакомит с объектами природы, историей образования континентов, и многом другом.
Более 60 лет назад с книг-панорам и книжек-игрушек началось легендарное издательство «Малыш». Лия Майорова стояла у истоков зарождающейся редакции. Она — знаменитый на весь мир художник и дизайнер интерактивных книг, которые издавались многомиллионными тиражами и были переведены на 20 языков. Не случайно именно ее книга с картинками-панорамами на форзацах «Лучшие сказки для малышей» стала одной из первых новинок молодой редакции в 2019 году. Сказка оживает! Невозможно остаться равнодушными взяв эти книги. набор «Играем в сказку». Восемь красочных картонных персонажей книги помогут вам устроить настоящий домашний театр! Играйте вместе с малышом, придумывайте свои собственные сюжеты, развивайте воображение и фантазию. Играем в сказку
Набор для путешествия в сказку! Вырезая персонажа из картона, малыш потренирует мелкую моторику и координацию. Фигурки выдержат много сеансов игр — они изготовлены из плотного картона, безопасного для детей. Набор «Играем в сказку» состоит из картонного конверта и 8 листов плотного картона с изображением персонажей из книги «Лучшие сказки для малыша» с иллюстрациями Лии Майоровой. Каждого персонажа необходимо вырезать, отверстия под пальцы уже вырублены. Эта книга была незаменимым помощником и «участником» нашего проекта «Формирование психологической готовности к школьному обучению», где особое место занимает проблема эмоционально-личностного развития дошкольника, книга послужила как готовое пособие, использовалась педагогами для показа, театрализации сказки с поставленными целями и задачами. Сказка помогает ребёнку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Она помогает заложить в душе ребёнка «кирпичики», из которых строятся основные восприятия мира.
Педагоги могут построить занятие с детьми таким образом, что основной его частью можно сделать беседа с детьми после прочтения сказки. Проигрывая сказку, каждый ребёнок не только сам выбирал роль персонажа, но и становился активным участником нового сюжета. Дети вместе изменили сказку. Педагоги стремились к тому, чтобы каждый ребё нок понял: именно он, а не обстоятельства, является главным в любой ситуации.
Конспекты занятий для проекта разрабатывались с целями, не только познакомить с новыми художественными произведениями, но и обучать детей восприятию, осмыслению и оценке характеров персонажей художественного произведения. Развитие эмоциональной сферы в процессе восприятия и переживания сказки. (Журнал Ребёнок в детском саду №4 Стр 61-автор Л. Никифорова, В. Трихункова. «Я научу тебя ткать холсты».)
Нельзя оставить в стороне книгу современного издания, из серии «Наши любимые с сказки» под названием самой книги «Русские волшебные сказки», которую можнозаказать как в интернет-магазине, так и в обычной продаже книг книжного магазина, которых сейчас множество. В эту книгу вошли лучшие русские волшебные сказки, именно волшебные — ведь они занимают особое место в русском фольклоре. Любимые сказки о Кощее Бессмертном и Иване-царевиче, о Василисе Прекрасной и Бабе-яге, о богатырских подвигах и веселых пирах подготовлены специально для детского самостоятельного чтения. А замечательное художественное оформление и великолепные иллюстрации Александра Лебедева делают этот сборник украшением детской библиотеки.
Русские народные сказки в обработке А. Афанасьева, А. Акуловой. Книга вышла в серии «Сказки, сказки, сказки.». Книги поражают своей красочностью, доступно преподнесённой информацией, крупным шрифтом, с музыкальным звоном при перелистывании страниц. Как не крути, но время прогрессы добралось и до книги, она усовершенствуется из года в год, становится ярче, интереснее, с восхитительными интерактивными обложками, разнообразными музыкальными сопровождениями, от звона колокольчика, до перелива птичьего пения. Это и есть «новая книга», поражающая маленького читателя, поражает и одновременно восхищает детское восприятие.
Детский поэт и сказочник, лауреат премий имени Петра Ершова, «Новой детской книги», премии имени Чуковского, Игорь Жуков знает, как увлечь книгой даже непоседу. Он умеет удерживать внимание ребенка с первой до последней строки и считает, что это несложно — нужно просто взглянуть на мир глазами ребенка. Сказки его, однако, не совсем детские: сам он говорит, что они «не детские, не взрослые, а для тех, кому интересно». Он уверен: «Хочешь написать хорошую детскую книгу, пиши ее для себя, перед самим собой надо быть все-таки честным». Виктор Чугуевский — известный художник-мультипликатор, автор многих известных мультфильмов («Тайна третьей планеты», «Медвежуть», «Про Сидорова Вову», «Сказка о Глупом мужике» и др.) и иллюстратор более десятка книг.
Книги с иллюстрациями Виктора Чижикова — это всегда праздник, радостный, озорной, яркий. Этот художник умеет самого отпетого злодея нарисовать так, что тот покажется если не добродушным симпатягой, то по крайней мере забавным чудаком. Детские книги не должны быть страшными, и место юмору найдется везде — с таким подходом иллюстрирует книги Виктор Чижиков на радость уже не одному поколению детей.
Порекомендовав родителям наших воспитанников – серию книг-картинок для маленьких «Калейдоскоп». Истории, рассказанные в них, — очень короткие, их можно и нужно читать с ребенком с начала до конца за один раз. Но при этом сюжет никогда не ограничивается словами. Здесь текст и картинки — неделимое целое. Не случайно во многих книгах серии автор и иллюстратор — одно лицо.
Современные издательства создают настоящие книги-шедевры, которые развивают творческий потенциал ребёнка-это одна из самых главных задач, о которых должен думать каждый ответственный родитель. В раннем возрасте пристрастившись к творчеству с помощью таких книг, малыш будет гармонично развиваться, что обязательно скажется на взрослой жизни. В этом направлении хочу заострить внимание и порекомендовать книги из рубрики, «365 дней вместе» от МИФ. Детство. Эти книги, потрясают воображение: рассказывают о том, что сложно представить. Удивляют неожиданными фактами. Открывают тайны. Их невозможно отложить в сторону, зато хочется листать всей семьей и делиться прочитанным. Прочитав новую книгу «Все самые» издательства «Облака», рассмотрев великолепные иллюстрации Ярослава Николаевича Манухина, ваш малыш познакомится с огромным количеством пернатых обитателей наших полей, лесов и садов. Узнает, кто из птиц самый лучший певец и строитель, лучший пловец и ныряльщик, летун, бегун и скороход. Кто из птиц самый дружный, самый большой и сильный, самый маленький и яркий, а ещё — самый пушистый и смешно.
Современные издательства предоставляют огромный выбор книг нашим детям познавательные и развивающие книжки, которые научат определять точное время, писать буквы, считать, познакомят с животным и растительным миром других стран и континентов, истории Земли и многом другом. Родители часто задают себе вопрос, чем занять ребёнка во время летнего отпуска, увлечь ребёнка полезным увлекательным занятием, что бы время совместного отдыха прошло с пользой и приятными эмоциями для обеих сторон. С замечательной подборкой детских развивающих книг и книг для творчества издательства «Хоббитека» - это проще простого. Книги с наклейками, раскраски, книги-антисрес, увлекательные сборники головоломок и всевозможных лабиринтов. Такие книги можно взять с собой на дачу, в отпуск или к бабушке: скучно не будет! Лето- время, когда можно и нужно наблюдать за окружающим миром. И за птицами. Тем более, что недавно вышел большой гид по миру пернатых - прекрасно иллюстрированная и «говорящая» книга «Птицы в городе». С ласточками, стрижами, зимородками и с синицами под обложкой. Истории, рассказанные в них, — очень короткие, их можно и нужно читать с ребенком с начала до конца за один раз. Но при этом сюжет никогда не ограничивается словами. Здесь текст и картинки — неделимое целое. Не случайно во многих книгах серии автор и иллюстратор — одно лицо. Выражая часть смыслов словами, другую часть он вкладывает в картинки. В издательстве «Бином детства» вышли сразу три новинки, которые придумала и нарисовала Елена Запесочная. Они отлично подойдут для увлекательных летних досугов. Можно вместе понаблюдать за жителями Сказочного леса, провести один жаркий день в небольшом курортном городке, а в книге-головоломке «Суета вокруг пирога» найти ответы на сотни детских «почему». Книги которые можно и посмотреть и послушать очень популярны среди детей дошкольного возраста. Такая книга - целый увлекательный мир познаний, она удовлетворяет вопросы и интересы самых пытливых «почемучек», чем и стала незаменимой для педагогов и родителей.
Главная задача педагога, работающего по программе приобщения детей к детскому чтению, не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Итак, работа с родителями предполагает решение следующих задач: - знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами; расширение представлений родителей о детской литературу; обучение родителей руководству чтением детей; привлечение к взаимодействию с ДОУ. Как один из способов привлечения детей дошкольного возраста в библиотеки, можно использовать выступление перед родителями на родительском собрании с беседой:- о значении чтения книг для формирования личностного начала детей; - о «библиотерапии», как явлении адаптации детей к проблемным ситуациям в нашем мире;- о возможностях своей библиотеки с обязательным приглашением «в гости».Информационные стенды. Попадая в библиотеку, часто глаза сами непроизвольно ищут информативные указатели, доски с объявлениями. Эту психологическую потребность человека можно использовать для пропаганды чтения. Хорошо бы на видных местах вывесить информационные стенды, на которых крупно, красочно и современным, нескучным языком ознакомить родителей, например, с развивающими возможностями чтения как процесса, с библиотерапией. Так же были изучены и раскрыты понятие «приобщение к чтению» и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста. А именно, дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. В первые семь лет жизни под влиянием воспитания формируются основные черты личности. Вот почему так важно именно в этом возрасте обеспечить правильное развитие ребенка. Чтение расширяет познание и кругозор детей, обогащает его эмоциональную сферу. Восприятие художественного произведения во время чтения — очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. Это именно тот возраст, когда появляется прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. В этот период появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Книга на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. «Новые» книги создаются издателями на таком уровне, когда ребёнок сам является непосредственно участником данных событий, опытов, наблюдений и пр. Ребёнок может познавать объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. (Мартынова Е. А., Сучкова И. М., авторы-составители, 2009г. Издательство «Учитель» 2009г. «Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет».) В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности. Книги Рубрики «365 дней вместе» от МИФ. Детство. являются помощниками для взрослых, педагогам и родителям. Многолетний педагогический опыт говорит о том, что современные детские книги помогают в полной мере развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе, предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Организация педагогического процесса таким образом, где главным удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать ещё больше. Взрослые всегда служат примером для детей. Мы педагоги никогда не перестаём повторять – Пусть ваше общение с книгой станет традицией, а чтение с ребёнком доставит вам только радость и хорошее настроение. Надеемся, что вы станете активными читателями и поможете своему ребёнку стать любознательным и эрудированным.