Евгения Николаевна Крылова
Как питались на Руси и в России. Из истории казачьей кухни
▼ Скачать + Заказать документы
Устный журнал из цикла «Разговор о правильном питании»
Мною и учащимися шестого класса был реализован исследовательский проект «История казачьей кухни» из части «Формула здорового питания» к теме «Как питались на Руси и в России». Разработка включает в себя не только материалы рабочей тетради, но и краеведческий материал, основанный на описании основных блюд кухни уральских казаков, основавших село Коелга. Предыдущий проект, посвящённый правильному питанию, не был связан с данной программой, мы исследовали питание учащихся своего класса, давали советы. И вот в ходе работы выяснилось, что и в коллективе класса, и среди учителей есть потомки казаков. Так появилось ещё одно исследовательское направление – казачья кухня. Ребята с удовольствием встречались со своими родственниками и знакомыми – потомками казаков, расспрашивали о кулинарных пристрастиях предков и записывали некоторые рецепты. Свои исследования они представили в разных видах: рассказах, презентациях, ребусах, кроссвордах… Оказалось, что даже скучную для детей тему – правильное питание – можно сделать интересной. А основой разработки мероприятия стал, конечно же, материал рабочей тетради.
Публикация «Как питались на Руси и в России, Из истории казачьей кухни» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Задачи проекта:
Образовательные: формировать у учащихся навыки самостоятельного добывания необходимой информации в виде подготовки и проведения встреч с жителями села и их опроса, обработки собранных данных, а также общеучебные умения и навыки: анализ, выделение главного в имеющейся информации; расширять знания о различиях в кухнях народов Челябинской области и особенностях кулинарных пристрастий на примере южноуральского казачества.
Развивающие: расширить и углубить знания учащихся на основе субъективного опыта очевидцев событий; развивать у школьников коммуникативность, умение выступать перед аудиторией.
Воспитательные: формировать у учащихся интерес к истории Челябинской области, своей малой родины – села Коелга – и своей семьи.
Методические рекомендации.
Данное мероприятие требует обязательного планирования обширной подготовительной работы. Мы с ребятами разбили свою работу на несколько этапов, которые отражены в плане:
• Подготовительная работа.
I. Организационная часть:
1. Составление плана работы, мини-опросника, списка опрашиваемых семей, в которых есть потомки казаков. Распределение обязанностей среди учащихся.
2. Подбор материалов о принципах здорового питания, об истории казачества на Южном Урале и в Коелге.
II. Встречи с населением – потомками казаков: 1. Опрос.
2. Изучение фотоархива (если есть).
III. Анкетирование учащихся школы.
IV. Выбор способов представления собранных материалов.
V. Обработка материалов, подготовка выступлений.
• Выступление перед учащимися 5 класса.
• Подведение итогов проведённой работы. Отражение итогов в школьной стенной печати.
Здесь я предлагаю разработку устного журнала как результата исследовательской работы. Она может реализоваться во внеклассной работе и предназначена для проведения классных часов в 5-6 классах, но мы решили, переработав её, выступить позднее и перед учащимися начальной школы.
ФОРМУЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Тема: Как питались на Руси и в России.
Форма: устный журнал
Оборудование: проектор, презентация, распечатки рецептов, выставка кулинарных книг.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
1. Первая страница журнала – введение.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с учащимися 6 класса познакомим вас с особенностями народной кухни.
Слайд 1. Все вы прекрасно знаете, в каком многонациональном государстве мы живём. И, конечно же, хорошо знаете, что у каждого народа есть свои кулинарные пристрастия и правила, есть блюда, которые мы воспринимаем как визитку этого народа.
Но для начала давайте познакомимся с пристрастиями в питании современных жителей России на примере учащихся нашей школы. Послушайте выступление ребят нашего класса.
2. Вторая страница журнала – отчёт по результатам анкетирования учащихся.
1-й ученик. Здравствуйте. Сейчас я сообщу вам результаты мини-опроса, который мы провели среди учащихся нашей школы. Нами были заданы следующие вопросы:
Слайд 2. Какие продукты нравятся вам? (не менее 5 продуктов)
О каких из них вы слышали, что они вредны организму?
О каких из них вы слышали, что они полезны для организма?
Какие продукты предлагают вам ваши мамы? (не менее 5 продуктов)
Какие продукты вы бы дали в будущем своим детям? (не менее 5 продуктов)
Слайд 3. В итоге мы получили следующие результаты:
1. В опросе участвовало 35 человек.
2. Все любят погрызть леденцы-шипучки и пожевать жевательную резинку. 27 из них нравятся чипсы, газировка, сухарики. 12 часто покупают лапшу быстрого приготовления. 1 каждый день пьёт томатный сок.
3. При этом нужно отметить, что о вреде данных продуктов (кроме сока) знают все.
4. Все ссылаются на сведения о пользе жевания резинки, но правила не соблюдает никто. Остальное «просто вкусно».
5. Оказалось, что всем ребятам мамы не отказывают в покупке таких продуктов питания. Но свежие фрукты часто покупают только 7 мам, а из кисломолочных продуктов – обычно йогурт – 9 мам. Каши дома варятся очень редко, чаще в пост, супам и борщам предпочитаются вторые блюда.
6. В общем-то, никто из ребят не против правильного питания своих будущих детей, но предпочтут дать ребёнку то, что он захочет. А все мы знаем, чего мы обычно хотим – того, что упоминалось во 2-м пункте.
II. Основная часть.
1. Третья страница журнала – «Как питались на Руси».
2-й ученик. А теперь давайте узнаем, как питались задолго до появления таких «жизненно важных продуктов», как газировка, чипсы и жвачка.
Слайд 4. В 1547 году советник царя Ивана Грозного– монах Сильвестр написал книгу, которая называется «Домострой». Это свод житейских правил и наставлений, благодаря которому мы сегодня можем многое узнать о быте и жизни наших предков. Вот как в этой книге говорится о питании семьи на Руси: «…хлеб решётчатый, щи да каша с ветчиной жидкая, а иногда и крутая с салом, и мясо, если будет к обеду, в воскресенье и в праздники иногда пироги, иногда и кисель, а иногда и блины или иная какая еда; на ужин щи да молоко или каша, иногда с вареньем, а иногда и сущик, когда печёная репа, да в ужин иногда и капустные щи, толокно, а то и рассольник или ботвинья, по воскресеньям и праздникам к обеду какие-нибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селёдочная каша…»
Встретились ли вам в этом тексте знакомые названия? Какие?
А какие из этих блюд вы уже ели?
На нашей книжной выставке вы можете посмотреть современный экземпляр «Домостроя».
Слайд 5. Действительно, супы в русской кухне всегда играли важную роль, впрочем, как и каши, и пироги.
2. Четвёртая страница журнала – «Историческая справка: казаки на Южном Урале».
3-й ученик. Скажите, знаете ли вы, какие народы проживают у нас, в Челябинской области? Правильно, это русские, башкиры, татары, украинцы… Конечно, у каждого народа свои национальные блюда, перечислить которые очень трудно без подготовки. Но есть на Урале такой слой населения, который, не будучи народностью, оказал влияние на жизнь, быт и, конечно же, кухню населения Уральских территорий. Это казаки.
Слайд 6. Именно волжские «воровские казаки» были первыми колонистами на Южном Урале во второй половине XVI века. Затем сюда пришли пашенные крестьяне, вольные казаки. Освоенные территории окружала сплошная линия укреплений с запада на восток (всего 14 острогов – укреплённых поселений). А вот что известно о возникновении Коельской крепости: «…Указ из Исетской провинциальной канцелярии от 29 января 1744 года на имя атамана Челябинской крепости, старшины Севостьянова о дозволении поселиться челябинцу Андрею Домину с 50 семействами при устье реки Коельги и Увельки по дороге от Челябинской и Еткульской прямо в Степную и Уйскую крепости… В 60 верстах от Еткульской и 80 от Челябинской, а от Оренбурха в 760 верстах». По имени реки была названа и крепость, а ныне этот населённый пункт называется село Коелга.
3. Пятая страница журнала – «Байки казацкой кухни».
4-й ученик. В нашей школе тоже есть потомки казаков. Вот что рассказали они о кухне своих предков.
Слайды 7-11. «До сих пор помню свою бабушку… Как она собирала по выходным и праздникам всех детей и внуков и малых, и взрослых, усаживала за стол в горнице – и начиналось священнодейство накрывания стола. Первыми ставились курники, большие, несколько штук – всем должно было хватить. Затем подавались другие пироги (например, рыбные, и тоже по несколько, а также калачи, пирожки, плюшки с сушёными ягодами, перемолотыми и размоченными. Много блинов. Причём опарные, сделанные в русской печи. Потом на столе появлялись большие тарелки с кашей. Готовили в основном пшённую с маслом. Борщи тогда не готовили, ели похлёбки из мяса, картошки и лука, реже – щи с квашеной капустой. Любили картофельную запеканку: картофель раскладывали по большим чашкам, заливали яйцами – и в печь. Ели всё деревянными ложками, они лёгкие, не нагреваются в блюдах. А ещё на большие праздники бабушка делала битые калачи. Это такая неописуемая вкуснотища! Но и готовить эти калачи было нелегко: делать их должен был человек безгрешный, с молитвами, при этом в избе не должно было быть никого чужого или злого. Готовое тесто намазывали на блюдце, промазывали и пекли. Хлеб тоже был свой, испечённый на поду. И квас любили, приготовленный на опаре из хлебных корочек. Ну и, конечно же, огурцы и помидоры, и обязательно бочечные».
Как видите, готовили в те времена много. Представьте себе, что почти все эти вкусности подавались на стол за одним обедом. И все съедались. Много? Да. Но ведь и семьи по тем временам были не маленькие. И никто от такого изобилия не заболевал. Почему? Да потому, что тога все продукты использовались только со своего подворья и огорода, никакой химии, никаких улучшителей вкуса… Даже для хлеба использовали муку из своего зерна. И ещё: вы обратили внимание, что ни в одном блюде, точнее – в описании его приготовления – не звучало: жареный, копчёный, маринованный… Всё либо пеклось в русской печи, либо в ней же томилось, либо квасилось, что не только улучшает вкусовые качества, но и является одним из правильных способов приготовления пищи.
4. Шестая страница журнала – «Загадки из кадки».
5-й ученик. А теперь мы хотим проверить, насколько внимательно вы нас слушали, а заодно – и насколько хорошо вы знаете кухню народов Южного Урала и России в целом. Для начала – викторина. Из списка слов вам нужно выбрать те, которые являются ответами. (На доске записаны ответы + 2 лишних слова).
Слайд 12. До революции в России насчитывалось до 300 его наименований, а каждый россиянин в среднем выпивал его 200 литров в год. О чём идёт речь? (о квасе).
Старинное русское блюдо «кундюмы» - пельмени с грибами и гречкой – подавали к столу в такие дни. Какие? (постные).
Какое вкусное, простое и экономичное блюдо в наше время почти забыто? А ведь когда-то на Руси оно недаром служило мерилом дешевизны. (пареная репа; «проще пареной репы», «дешевле пареной репы, дешевле некуда». Но не так уж проста репа. Сытная каша из пареной репы с толокном, суп с репой, кисель из репы кормили россиян, когда о картошке ещё не слыхивали).
Вспомните название выпечки, которую у казаков должен был делать человек безгрешный, с молитвами? (битый калач).
О каком продукте на Руси говорили «творить», а не «готовить»? (о тесте).
Какие кисели существовали в России до появления в начале ХХ века сладких киселей? (хлебные).
В старину на Руси было принято варить кисель из овса, который, застывая, становился таким плотным, что его можно было резать ножом. Неудивительно, что в народном фольклоре ему нашлось применение в качестве строительного материала. Что же «строили» из киселя? (берега для молочных рек).
Какое жидкое блюдо предпочитали казаки? (похлёбку).
Каким словом называют сейчас беспорядок, неразбериху, а раньше этим словом называли блюдо, которое русские солдаты готовили, перемешивая капусту, рыбу, муку и толчёные сухари? (кавардак).
Французский писатель Александр Дюма, автор «Трёх мушкетёров», написал ещё и кулинарную книгу. Рецепт какого очень понравившегося блюда русской кухни он в неё включил? (русских щей).
6-й ученик. Ну что ж, пришла вам, ребята, пора разгадывать тесты. Начинаем!
• Что из предложенного является древнеславянским названием хлеба?
А. Каравай.
Б. Тюря.
В. Лепёшка.
Г. Жито.
• Как в России в XVI веке называли жаровню с углями, которую ставили в центре стола во время пиршества?
А. Скала.
Б. Гора.
В. Холм.
Г. Курган.
(вспомните сказочное «пир горой»)
• Как в старину в России назывался свадебный обряд?
А. Щи.
Б. Каша.
В. Окрошка.
Г. Кулебяка.
(может быть, отсюда берёт истоки пословица «С ним каши не сваришь»)
• На масленицу пекли блины, на Пасху ели куличи. А чем встречали весну?
А. Ласточками.
Б. Скворцами.
В. Жаворонками.
Г. Грачами.
(жаворонки – особые пряники, сдобные булочки, по форме напоминающие птиц)
• На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
А. Разгуляи.
Б. Разгоняи.
И. Распеваи.
Г. Распугаи.
(тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам)
• Какими бывают знаменитые тульские пряники?
А. Печатными.
Б. Письменными.
В. Устными.
Г. Виртуальными.
(пряник с вытесненным на нём рисунком)
• Какой вид пирогов существует на Руси?
А. Растегай.
Б. Распрягай.
В. Расседлай.
Г. Расстилай.
(большой круглый открытый сверху пирог с начинкой; вообще пирожок с открытой начинкой)
• Что из этого является русским кушаньем?
А. Кулебяка.
Б. Забияка.
В. Каляка.
Г. Маляка.
(большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши)
• Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?
А. Курник.
Б. Курятник.
В. Курьёз.
Г. Курень.
• Как называют преклонение перед отсталыми формами жизни и быта своей страны, ложно понимаемый как любовь к отечеству?
А. Кисельный патриотизм.
Б. Квасной патриотизм.
В. Блинный патриотизм.
Г. Репный патриотизм.
• Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин…»
А. Колом.
Б. Комом.
В. Маслом не испортишь.
Г. Отдай врагу.
• Какой горячий напиток долгое время заменял россиянам и чай, и «кофий»? Ведь тогда их на Руси не знали.
А. Студень.
Б. Сбитень.
В. Глинтвейн.
Г. Крюшон.
(горячий напиток из мёда с пряностями)
• Из какой крупы готовят легендарную гурьевскую кашу?
А. Гречневой.
Б. Пшённой.
В. Манной.
Г. Овсяной.
7-й ученик. А. теперь – ЛОТО! Вам нужно вставить недостающее слово в пословицу, выбрав табличку ним в общей кучке. Это слово – какой-нибудь продукт или блюдо.
• Добрая жена да хорошие … - другого счастья не ищи. (щи)
• Не красна изба углами, а красна. (пирогами)
• Кашу … не испортишь. (маслом)
• Знает кошка, чьё … съела. (мясо)
• Всякому … своё время. (овощ)
• В Москве, как огонь, горячи. (калачи)
• Щи да … - еда наша. (каша)
• … не клин, брюха не расколет. (блин)
•, хоть не вари, так можно есть. (сухари)
• Пресное … найдет место. (тесто)
• Этот … уж семерых пас, а добирается и до того, кто делает его. (квас)
• Хрен … не слаще. (редька)
III. Заключительная часть.
Седьмая страница журнала – «До встречи!».
1-й ученик. Ну что же, друзья. Вот и закончился наш устный журнал.
Теперь скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что бы вы хотели внедрить в свою повседневную жизнь?
Понравилось вам мероприятие? Что больше всего понравилось?
Хотите ли вы, чтобы подобные мероприятия проводились ещё?
Спасибо вам за ответы. Вы сегодня просто молодцы, так активно участвовали в конкурсах! А чтобы вы не забыли о сегодняшней встрече, мы хотим подарить вам комплекты рецептов тех блюд, о которых сегодня говорилось, а самых любознательных приглашаем посетить нашу книжную выставку.
Ведущие раздают пятиклассникам распечатки рецептов в конвертах.
Оценка эффективности работы
Опираясь на знакомый, близкий учащимся материал, мне удалось показать ребятам, что в народной кухне можно найти очень интересные рецепты блюд. Кроме того, традиция семейных обедов не только усиливают внутрисемейные отношения. Как показывают современные исследования, регулярные семейные обеды закладывают нормы рационального питания и помогают детям сохранить привычку правильно питаться в течение всей жизни. Такое мероприятие может показать ценность домашнего питания и с точки зрения укрепления семейных ценностей, и с точки зрения здоровьесбережения.