Евсикова Тамара
Консультация для родителей «Как отучить ребенка щипаться?»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду, да и не только, мы встречаемся с проблемой «щипание» и задаемся вопросом, «а как же все таки отучить, или объяснить, что щипаться нельзя?»
Дети внимательно наблюдают за нашими реакциями на каждое действие и гибко изменяют своё поведение. Им жизненно важно одобрение и принятие, но они так же чутки и к родительскому негодованию. Поэтому задача родителя — донести в доброжелательной форме, что щипаться нельзя, это больно.
Публикация «Консультация для родителей „Как отучить ребенка щипаться?“» размещена в разделах
Наша цель — научить ребенка вести себя в обществе других людей, адекватно реагировать на существующие запреты. Поэтому стоит давать понятные сигналы об этих запретах, помочь ясно их увидеть — а малыш сделает свою часть работы, в этом можно не сомневаться.
Рассмотрим примеры, как отучить ребёнка щипаться. Этот подход работает и для других вариантов нежелательного поведения: когда кусается, дёргает за волосы или дерётся.
вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается от радости
Когда ребёнок попытается ущипнуть вас в следующий раз, не дайте этого сделать — увернитесь или поймайте его руку.
Помогите понять, что с ним происходит:
— Тебе очень весело. Ты хочешь показать, как рад нашей игре.
Установите правило:
— Но маму нельзя щипать. Маме больно.
Дайте альтернативный способ:
— Мы можем обняться. Будем обниматься?
А потом обнимайтесь. Нескольких минут позитивного внимания будут ребё нку в радость и закрепят модель поведения:
вопрос о щипании от злости
Прежде всего останавливаем неприемлемое поведение: нужно отстраниться, чтобы не допустить повторный щипок или удержать за плечи.
Определяемся со скорой помощью — нужно помочь ребёнку прожить злость. Контролируем эмоции, чтобы он не остался один на один со злостью внутри себя.
Проговорите всё, что он сейчас чувствует:
— Тебе очень обидно сейчас. Ты чувствуешь злость, злость такая большая как вода.
Увяжите случившееся с детскими чувствами:
— Ты разозлился, потому что папа не разрешил тебе посмотреть мультики.
Выразите понимание:
— Я понимаю, это очень обидно, когда не можешь получить то, что очень хочешь.
Если ребёнок всё ещё сильно зол и расстроен, предложите альтернативный способ выпуска пара:
— Злость ещё большая? Давай вместе топнем ножкой, чтобы она ушла!
Начинайте топать:
— Ну что, злость уже маленькая? Здорово! Она уходит уже. Давай ещё!
Закончив топать, обнимитесь с малышом, озвучьте его состояние:
— Вот мы потопали, и злость ушла. Сейчас ты спокоен.
Переключите его внимание на интересное занятие.
Вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается
Начать следует с чётких сигналов, что вы не одобряете щипание людей. Как только ребёнок ущипнёт вас снова, нужно присесть рядом, удержать его руки чуть пониже локтей, поймать взгляд и спокойно, но серьё зно сказать:
— Щипать маму нельзя никогда. Маме больно, мама будет плакать
Сделайте паузу секунд на 5–10, продолжайте держать и не отводите взгляд, сохраняйте серьёзное лицо.
Проговорите причины, почему ребёнок щипается и повторите запрет :
— Ты злишься. Щипать маму нельзя никогда.
Дайте альтернативу:
— Можно ущипнуть игрушку или подушку.
Пауза на 2–3 секунды. И новое утверждение:
— Я вижу, ты меня понимаешь.
Подождите ещё 2–3 секунды. А потом предложите интересное занятие:
— Пойдём, займёмся…
— Пойдём! Я тебе кое-что покажу.
И переключите внимание на позитивное взаимодействие, на хороший близкий контакт. Здорово, если занятие принесёт удовольствие вам обоим, и малыш увидит вашу улыбку. Даже если это пустяковое дело на 2–3 минуты.
Так он заметит контраст: щипается — мамино лицо серьёзное, без улыбки; взаимодействует без щипания — мама улыбается, ей приятно. Вы можете заранее, про запас, продумать интересное занятие или коробочку с забытыми игрушками, которые увлекут ребёнка в подобных ситуациях.
Так вы дадите чёткий сигнал, который ребёнок поймё т однозначно: «хорошо» себя веду — приятный контакт, «плохо» — серьёзная, «холодноватая» мама. А также поможете ему выйти из эмоционально непростой для него ситуации.
Обычно дети не выдерживают маминого взгляда, отворачиваются, вертятся ужом и стараются вырваться из рук, ведь крайне неприятно быть «не правым». Только в этот момент им становится «стыдно». Если просто отпустить и не создать ситуацию реабилитации, хорошего выхода, то будет сложно справиться с сильными эмоциями. И ребёнок обернёт этот «стыд» и агрессию на себя в новое нарушение запрета.
О технике стульчика
Если правила совсем не работают, и ребёнок всё равно щипается, можно попробовать технику стульчика. Но только при следующих условиях:
малышу больше двух лет;
вы действительно пытались устанавливать границы по предложенному алгоритму;
не видите положительной динамики через 3–4 недели после первых попыток.
Техника стульчика связана с правилом «щипаться нельзя», которое озвучили ребёнку, и сообщили конкретно, что его ждё т за нарушение:
— Если ущипнёшь, я беру тебя за руку и веду на стульчик. Там ты сидишь 1-2-3 минуты (зависит от возраста и терпения малыша). С тобой никто не будет разговаривать и не будет на тебя смотреть. Через 1-2-3 минуты я подойду, присяду к тебе и скажу, что время вышло, и ты можешь снова идти весело играть.
О правилах и последствиях нужно сообщать заранее, до того как они вступят в силу. Обычно дети предпочитают пару раз проверить, насколько родители следуют своему слову. Но как только убеждаются, что мама и папа не шутят — успокаиваются и больше не щипаются.
Важно! Техника стульчика — достаточно сильный инструмент. К нему стоит прибегать, если никакие другие средства не работают. И только в том случае, если ребёнок достиг возраста двух лет. Иначе вы получите лишь непонимание происходящего и беготню друг за другом. Так ребёнок точно не уловит причинно-следственные связи и не перестанет щипаться.
Коротко о главном
Ребёнок щипается, потому что пока не умеет выражать эмоции приемлемым способом.
Через щипание он может выражать как негативные эмоции, так и позитивные: злость, протест, раздражение и любовь, радость, восхищение.
Задача родителей — бережно донести, что щипаться запрещено. А потом научить выражать с эмоции приемлемым способом.
Мы отучаем ребёнка щипаться в четыре шага : физически не допускам щипания и говорим о недопустимости такого поведения; помогаем понять его чувства и предлагаем альтернативу.
Важно повторять одни и те же реакции и слова каждый раз, когда ребёнок пытается ущипнуть. Последовательное спокойное поведение взрослого — ключ к отучению малыша от щипания.