Ольга Джура
Как организовать театр для ясельной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр - синтетическое искусство, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом разнообразных художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяется и музыка - песня, музыкальное сопровождение; и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно- декоративное оформление. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому, экологическому, физическому воспитанию. Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им понятен, доступен, близок. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: зайку, куклу, мишку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё интереснее и привлекательнее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр лишь как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать примеры доброты, дружбы, справедливости. В пьесах и сценках в доступной для детей младшего дошкольного возраста рассматриваются темы дружбы, товарищества, взаимопомощи. В произведениях на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание помочь товарищам. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Публикация «Как организовать театр для ясельной группы» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Практика показывает, что работники дошкольных учреждений недостаточно уделяют внимания значению театрализации, слабо владеют методикой проведения инсценировок, недостаточно профессиональной компетентности для гармоничной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Это проявляется в том, дети чувствуют себя неуверенно, они испуганы, зажаты, пугливы, не могут найти общий язык как со взрослыми, так и со сверстниками, на попытку общения реагируют агрессивно, или со слезами.
Нам необходимо помочь детям адаптироваться к новой обстановке, окружению, дошкольному учреждению средствами театрализованной деятельности.
Именно театрализация является главным помощником воспитателя для раскрытия, раскрепощения детей. Дети, которые отказываются выходить на контакт со взрослыми или сверстниками, которые предпочитают угрюмо сидеть в углу в ожидании родителей, живо реагируют на обращение к ним сказочных театральных персонажей. Это объясняется тем, что условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, дают советы, выполняют их поручения, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания сложного, большого спектакля, который по силам профессионального театра, - это и невозможно, и ненужно. Это может быть маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, короткий спектакль театра картинок или театра петрушек, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек. Важно, чтобы при этом использовались все виды кукольного театра и такие показы проводились систематически. Чтобы кукла начала «слушаться» и выполнять то, что от неё требуется, лучше всего начинать с небольших простых сценок. Регулярные показы спектаклей детям помогут накоплению опыта и мастерства.
Из всех видов кукольного театра для детского сада наибольшей популярностью пользуются: театр картинок, разделяемый на картинки на фланели (фланелеграф) и картинками на картоне, театр игрушек и театр петрушек. К некоторым пьесам можно подобрать музыкальное сопровождение. Музыкальный работник может оформить спектакль музыкой, рекомендованной дошкольникам для слушания в детском саду. Очень хорошо, если музыка будет в каждом спектакле кукольного театра : чтобы дети посмотрели пляску кукол, послушали и сами спели песенку, помаршировали под музыку в перерыве и т. д.
Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в показе и изготовлении. Декорации и картинка на фланели- плоские, их показывают на специальной доске, расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене- столе расставляют картонный декорации и с помощью специальных подставок передвигают раскрашенные картонные рисунки.
В театре петрушек и игрушек – всё объёмное. В театре игрушек используются обычные игрушки и детские куклы. Спектакль также оформляется игрушками. Облегчает подготовительную работу то, что при подготовке спектакля почти не требуется почти никаких поделок. Театр петрушек назван по имени старинного кукольного народного героя - Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, за неё говорит, стоя за ширмой.
При показе театра игрушек, театра картинок воспитатель не только произносит реплики всех действующих лиц и авторский текст, но также является прямым посредником между персонажами и детьми. В театре петрушек на управление куклами направляется всё мастерство воспитателя; через куклу, её действие, поведение, разговор осуществляется контакт с воспитанниками. Особенность театра на картоне и фланелеграфе состоит в том, что есть возможность показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп для малышей. Эта форма работы очень полезна и интересна, поэтому заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их переживать и понимать содержание произведений литературы.
Воспитатель не ограничен в выборе текстов для спектаклей - он может воспользоваться как готовыми сценариями, так и приступить к самостоятельной работе над инсценировками. Материал для такой работы можно взять из книг для дошкольников, хрестоматий для детей дошкольного возраста, а также использовать аудиозаписи сказок и пьес. Заставки к пьесам подскажут воспитателю образ персонажей, их характер, состав декораций.
Для привлечения интереса детей к театрализации предметно-развивающая среда в первой младшей группе была пополнена разнообразными компонентами. Создан уголок ряжения. В нём есть костюмы для принцессы (гипюровые юбки, яркие пластиковые короны, палочка феи, накидка на голову, для принца (плащ, пластмассовые меч и щит, шлем, бумажные маски животных для русских народных сказок (медведь, волк, заяц, колобок, лягушка, мышка, коза и козлята, курочка, петушок, гусь белый и серый, кот, собака, репка, бабушка, дедушка). Для проведения спектаклей используются различные атрибуты: муляжи овощей и фруктов, деревянное «золотое яичко», платочки для превращения в сказочную героиню, кукольная посуда (сказка «Три медведя», «Федорино горе», картонный раскрашенный «короб» (сказка «Маша и медведь», самовар (сказка «Муха-цокотуха», шляпы и шапки волшебника, колдуньи, звездочёта. В театральном уголке, доступном для игры детей, расположены фанерные сказочные персонажи на подставках, декорации (кусты, деревья, домики - деревянный и ледяной). Малыши могут взять любую фигурку и говорить от имени волка, зайчика, красной шапочки. Кроме того, в группе имеется настольная ширма – деревянное окошко с яркими занавесками и ставнями, напольная ширма для перчаточных кукол.
Можно сделать следующий вывод: эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей будет зависеть от того, насколько высокими будут требования к художественному оформлению, выбору пьесы, подготовке и проведению кукольного спектакля. Необходимо стараться проводить эту работу качественно, на высоком исполнительском и педагогическом уровне и никогда не забывать, что кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.