Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация «Как определить уровень речевого развития по возрасту ребенка (2 года)»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Как определить уровень речевого развития по возрасту ребенка (2 года)».
Составила: учитель-логопед
Кучукова А. С.
К двум годам при норме речевого развития ребенок хорошо понимает речь и начинает овладевать фразовой речью. Он употребляет простые глаголы в повелительном наклонении «дай», «кати», «пойдем», называет животных и хорошо знакомые предметы.
Публикация «Консультация „Как определить уровень речевого развития по возрасту ребенка (2 года)“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Как провести диагностику двухлетнего ребенка?
1. Обследование артикуляционного аппарата: попросите ребенка покачать языком вправо-влево, надуть щеки, высунуть язык. В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно выполнить простые артикуляционные упражнения. Обратите внимание, не подтекает ли у него слюна: повышенное слюнотечение в два года говорит о вероятном наличии речевой патологии.
2. Обследование познавательного интереса, коммуникации и подражательной деятельности. К двум годам заканчивает формироваться подражательная деятельность и ребенок понимает : чтобы овладеть каким-либо навыком, например: играть с новой игрушкой, нужно, чтобы взрослый показал, как это делать. Обратите внимание на то, повторяет ли ребенок за вами привычные бытовые действия: вытирает со стола тряпкой, пылесосит, «готовит еду» - использует бытовые предметы по назначению. Также обратите внимание на то, умеет ли ребенок взаимодействовать со сверстниками.
3. Обследование слухового восприятия. В два года ребенок при сохранном слуховом восприятии хорошо различает не только неречевые звуки, но и речевые. Приготовьте для диагностики три звучащих предмета: это может быть игрушка-пищалка, любой музыкальный инструмент и обычный кубик (им можно постучать). Покажите ребенку, как звучат эти предметы, пусть он сам попробует воспроизвести звук. Затем закройте непрозрачной ширмой эти предметы и сами воспроизведите любой звук, потом откроете ширму и попросите ребенка показать, что звучало. При сохранном слуховом восприятии двухлетний ребенок легко выполнит это задание. Обратите внимание на то, реагирует ли ребенок на звук микроволновки, открывающейся двери, стиральной машины.
4. Обследование понимания речи. При нормальном развитии про двухлетнего ребенка говорят с удивлением «он всё понимает». Ребенок знает много существительных, глаголов и прилагательных. Он может отличить синий от красного, твердый от мягкого, горячий от холодного. Диагностику понимания речи проводите в несколько этапов. Важной особенностью при диагностике понимания речи является отсутствие жестовых подсказок - показ пальцем или указание глазами. Вы говорите инструкцию и смотрите ребенку прямо в глаза. Первым этапом исследуем глагольный словарь: попросите ребенка прыгнуть, покружиться, сесть на пол, ползти вперед. Вторым этапом обследуем словарь существительных: подготовьте картинки животных и разноцветные фишки. В два года ребенок уже должен понимать двухступенчатую инструкцию (состоящую из двух частей). Перед ребенком лежат картинки и разноцветные фишки. Дайте ребенку инструкцию : «закрой кошку красным» - не подсказывая ему, ждите, чтобы ребенок самостоятельно правильно выполнил инструкцию. Если ребенок не знает цвета, дайте ему другую инструкцию «закрой кошку и лошадь» - она также двухступенчатая. Третьим этапом диагностируем словарь прилагательных: разложите перед ребенком разные предметы : колючий и гладкий мяч, мягкий и твердый кубик, холодный и теплый предмет. Попросите ребенка найти мягкий предмет из всех предложенных.
5. Обследование активной речи. Чтобы ребенку было интересно повторять за вами слоги и слова, возьмите копилку и монеты. Поднесите монету к своему рту и произнесите «ма», потом поднесите эту же монету ко рту ребенка и ждите, пока он скажет то же самое. Оцените, насколько его «ма» и ваше «ма» похожи. Далее таким-же образом произнесите следующие слоги: НА, ПА, БА, ФА, ВА, КА, ГА, ХА, ТА, ДА, СЯ, ЗЯ. Если у ребенка не получается повторить слог за вами, начните с гласных звуков: А, И, У, Э, О. Ребенок в двухлетнем возрасте должен уметь произносить все эти звуки и использовать их в речи.
6. Последний этап – оцените анамнез ребенка. Переносил ли он черепно-мозговые травмы, менингиты, высокую температуру, наркоз, затяжные инфекционные заболевания. Вспомните, как протекала ваша беременность: были ли осложнения, угроза прерывания, инфекционные / вирусные заболевания, резус-конфликт. Какими были роды: затяжные / ЭКС, не было ли родовспоможения щипцами / вакуумом, не было ли обвития пуповиной или гипоксии. Гипоксия внутриутробно и во время родов оказывает неблагоприятное воздействие на головной мозг ребенка – клетки получают недостаточное количество кислорода и погибают.
Варианты речевых нарушений. Если ребенок выполнил все задания, но не разговаривает фразой – вероятно, это задержка речевого развития. Во всех остальных случаях высока вероятность речевой патологии, особенно, если в анамнезе есть каких-либо осложнения.