Получи документы

Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки

Марина Сушкова
Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»

города Мичуринска Тамбовской области

Консультация для родителей

(старший дошкольный возраст)

Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки

                                                                                              подготовила

Публикация «Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки» размещена в разделах

                                                                                                воспитатель

                                                                      Сушкова Марина Павловна

г. Мичуринск

2012

Как облегчить ребенку процесс, понимания сказки

И Вы, и я хотим видеть наших детей умными, образованными, счастливыми,  успешными специалистами в зрелости.

Но чтобы все получилось так, как мы хотим, мы должны с Вами потрудиться… Не жалейте времени для детей и Вы получите ощущение счастья, радости, удовлетворения, видя как с вашей помощью ваш ребенок преодолевает ступень за ступенью в познании себя и окружающего мира в своем развитии. Мы, педагоги, готовы Вам помочь.

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Если ребенку читают часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Вот как это делаем мы. Давайте попробуем.

Начнем с самого простого, с разбора того, о ком рассказывается в сказке, что делает герой.

Здесь поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий, беседа, то есть вопросы.

Читаем стихотворение Агнии Барто:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду.

Про кого этот стишок?

Правильно, про бычка. Давайте посмотрим, какой он. Видишь – вот он нарисован. Посмотри, у него есть ушки, вот маленькие рожки. А когда он станет взрослым быком, рожки станут большими рогами. Ну-ка давайте-ка походим так, как ходит бычок: «И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся».

Когда Вы читаете стишок или сказку про медведя, пусть ребенок показывает, как ходит медведь; когда про зайца – как прыгает заяц.

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Это моделирование.

Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с  которыми они действуют.

В качестве «заместителей» удобно использовать бумажные кружки, квадраты, полоски, различные по цвету и величине.

Первая задача – научить ребенка правильно использовать «заместителей». Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия и по цвету (например, мышка может изображаться серым кружком, солнце – желтым, по величине (слон – большой кружок, пчелка – маленький).

Набор «заместителей» изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется так выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок крокодил, а какой – лиса…

Если ребенок затрудняется выбирать «заместителя» самостоятельно, то ему нужно помочь.

«Видишь, этот кружок желтый, как цыпленок. Он и будет изображать цыпленка. А это будет означать медведя – шерсть у него коричневая, она такого же цвета, как у этого кружка».

Сначала число кружков (не более двух - трёх) должно совпадать с числом замещаемых предметов (объектов). В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Когда выбор «заместителей» освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов.

Для начала это могут быть бытовые сюжеты, знакомые ребенку по его собственному опыту. «Давай сыграем в то, как девочка пошла гулять с собакой в парк. Вот тут будет дом, где живет девочка, а тут – парк. (На одном конце бумаги рисуем прямоугольник – это дом; на другом несколько треугольников – это кусты и деревья). Вот тебе кружки, найди, какой из них будет девочкой, а какой – собакой. После того, как ребенок выбрал подходящие кружки, я ему предлагаю повести девочку с собакой в парк, а потом обратно домой. А теперь с работы вернулась мама (тут нужен большой кружок). Если ребенок сам не сообразил, задайте вопрос: «Где у нас мама? Найди, какой кружок подойдет».

Разыгрывать с «заместителями» можно и русские народные сказки : Колобок (колобок – желтый кружок, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый); «Кот, петух и лиса», «Коза – Дереза», «Заяц, петух и лиса», «Маша и медведь» и многие другие.

К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием. В начале достаточно, чтобы ребенок показывал кружок, соответствующий персонажу. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают.

Очень удобна для полного разыгрывания сказка Л. Н. Толстого «Три медведя». Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Вот Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трех стульях (красная полоска – Маша – переходит от одного квадрата к другому) и т. д. Не спешите, читайте медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стуле.

Разыгрывание сказки «Три медведя» не только позволит ребенку лучше усвоить ее содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине.

Когда ребенок овладел разыгрыванием сказок с помощью «заместителей», можно приступить к «конспектированию». Делается это так. Читаю сказку «Репка». Прочла про то, как дед посадил репку. Выросла она большая – пребольшая. Ребенок показал желтый кружок – это репка; давайте нарисуем ее с помощью «заместителя»                           Затем зарисовывается ситуация с дедом, с бабкой, внучкой и т. д. В конечном итоге получается серия рисунков. Каждая схема делается взрослым после того, как ребенок с помощью полосок изобразил соответствующую ситуацию. Потом ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку.

Опыт показывает: не нужно настаивать на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные события, происходящие в ней.

До сих пор мы говорили о приемах, помогающих ребенку понять сказку, запомнить ее, пересказать.

А не могут ли трехлетние дети сами придумывать сказки? Это им вполне по силам, детям нужно лишь помочь в этом.

Рисуем человечка.

- Кто это будет – мальчик или девочка? (Девочка)

- Значит надо нарисовать платье.

- Какого цвета? (Платье девочки нарисуем зеленого цвета) и т. д.

Главное – пробудить фантазию ребенка, дать ей толчок, а потом воплотить в реальном результате.

В следующий раз можно начать рисунок не с человечка, а с дерева. Тогда получится какая-нибудь история про лес и лесных жителей. Чем подробнее и конкретнее будет разработан сюжет, тем лучше. Такие задания можно давать после того, как ребенок научился немного пересказывать рассказы и сказки. Рисунок надо усложнить, вводя двух или трех героев, делая более длинные серии – не из трех рисунков, а из четырех, пяти и более. Если ребенок поменяет рисунки местами, это не беда. Сюжет получится не таким, как задумал взрослый, но очень может быть, что он станет даже интереснее. Не нужно беспокоиться о качестве рисунков. Чем схематичнее, условнее рисунок, тем лучше. Потому что условное изображение можно истолковать по-разному, следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, представляется широкое поле для его фантазии, задание становится творческим. Попробуйте, именно так поиграть со своим малышом, и вы получите положительный результат.

Все эти виды работы способствуют развитию у детей творческого воображения, логического мышления, внимания, понимания, но ни в коем случае они не должны вытеснить обычного, привычного чтения вслух сказок и стихов, выучивая их наизусть.

Список использованной литературы

1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. – М. : «Линка – Пресс», 2001.

2. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: «Фолио», 1997.

3. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М. : «Художественная литература», 1984.

4. Дошкольное воспитание №11, 2000.

5. Дошкольное воспитание №9, 1997.

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Мы лучшие.Мы лучшие. В течение ноября в нашей области проходил конкурс на лучшее дошкольное учреждение. Наш " Колосок " принимал в нём участие. Конкурс состоял.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки
Опубликовано: 9 февраля 2012 в 22:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как облегчить ребенку процесс, понимая сказки» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сушкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД