Виктория
Как научить ребёнка дружить в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — в возрасте, когда они идут в детский сад. Как помочь им найти друзей и научить правильно общаться? Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.
Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.
Публикация «Как научить ребёнка дружить в детском саду» размещена в разделах
Мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые отношения, и, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке : подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.
Воспитателю в детском саду сложнее : ему нужно объединить всех детей в группе и сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид. Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут устраивать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым, обижать товарищей. У них ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
Дети порой сильно привязываются к людям и из-за этого могут попасть в сложные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же делать? Говорить с ребёнком!
Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров. Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад, поговорите с ним на эти темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.
Даже друзья могут злиться друг на друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь подобное, то это не значит, что дружбе конец. Такое происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
Друзья не обязаны играть только друг с другом
Преданность, безусловно, важна, но важно также объяснить ребёнку : и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
Друг не обязательно должен быть единственным
Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Пусть дети видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.
Замечания воспитателя — тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их. Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам, что вы верите в него
Можно сказать: «Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам». Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.