Елена Сидорова
Как научить ребенка считать до 10: эффективные методики и советы
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок рос умным и развитым, обладал навыками, которыми должны владеть дети того же возраста. Одно из главных умений – это счёт. А как научить сына или дочку считать до десяти?
Специалисты полагают, что лучший возраст, в котором стоит начать осваивать счёт, – это примерно 3 года. Трёхлетка активно познаёт мир и интересуется свойствами окружающих предметов. Он уже осознаёт суть понятий «мало» и «много», экспериментирует с фактурами, манипулирует вещами и вовлекает их в действия.
Публикация «Как научить ребенка считать до 10: эффективные методики и советы» размещена в разделах
Но не нужно ждать от трёхлетнего малыша быстрых и значительных результатов. Во-первых, главным видом деятельности в таком возрасте остаётся игра, так что вряд ли ребёнок захочет осваивать математику в формате стандартных занятий. Во-вторых, все дети разные. И если один любознательный и способный малыш уже в 1,5 года интересуется не только детскими увлечениями и схватывает всё «на лету», то другой даже в 3-4 года не может концентрировать внимание на чём-то одном и запоминать много новой информации.
Начать формирование математических умений и навыков важно своевременно: не слишком рано, но и не поздно. Но как понять, что уже пора? Проследите за ребёнком. Для начала попробуйте освоить с ним понятия «один/одна», «мало», «много». Указывайте на конкретные предметы, например, на мягкие игрушки, машинки или кубики.
Дома, на прогулках, в гостях предлагайте дочке или сыну анализировать окружающий мир. Например, спрашивайте, сколько машин ребё нок видит: одну, две, много, мало. Предлагайте считать деревья, ступеньки, птиц, кошек. Если малыш запоминает новую информацию, а также активно включается в процесс освоения, значит, старт обучения счёту в этом возрасте наверняка будет успешным и продуктивным.
Прежде чем начать процесс обучения, выясните его главные этапы. Всего их 5:
1 В 2-3 года малыш способен осознавать различия между понятиями мало, один/одна, много.
2 В 4 года ребёнок сможет посчитать 5-10 конкретных осязаемых и понятных предметов, но не абстрактных. Это реальные вещи, которые малыш видит и трогает, например, игрушки, фрукты, камушки или кубики.
3В 5 лет девочка или мальчик уже способны хорошо считать до 10, делая это самостоятельно и без помощи взрослого: по собственной инициативе или же по чьей-то просьбе.
4 В 6 лет ребёнок может считать уже до 20-30. Также в этом возрасте можно начать освоение написания разных цифр. Шестилетняя девочка или мальчик могут не только запоминать, как цифровые символы выглядят, но и писать их самостоятельно, пусть неидеально. Также на данном этапе нужно знакомить ребёнка с понятиями равенства и меньше/больше. Например, чадо должно уравнивать группы предметов, перемещая элементы между ними. Также дочка или сын могут определять, где вещей больше, а где меньше (но не на глаз, а посредством счёта).
5 К 7 годам, то есть к началу периода посещения школы ребёнок может свободно считать до 100, а также готов осуществлять сложение и вычитание небольших чисел в пределах 10.
Как начать учить ребёнка считать до 10? Есть несколько приёмов, которые лучше использовать на старте процесса обучения:
Пальцы. Они всегда доступны и на виду, так что это – проверенный способ. Для начала можно ознакомить малыша с названием каждого из пальчиков. Потом можно переходить непосредственно к счёту, но в пределах одной руки. Когда малыш будет хорошо считать пять пальцев, можно подключать и вторую ручку.
Предметы. После пальцев можно переходить к предметам. Одних пальчиков для полноценного освоения счёта недостаточно, ведь малыш может начать ассоциировать цифры с элементами своей ладошки, что создаст трудности при дальнейшем обучении. В качестве арифметических материалов можно использовать кубики, пупсов или кукол, мячики, машинки, детскую посуду, разные фрукты, конфеты, камни или ракушки.
Счёты. Некоторые такое приспособление считают устаревшим, но оно может очень пригодиться в обучении счёту, ведь отдельные элементы всегда на виду и рядом, а ещё их удобно передвигать по прутикам для удобства счёта.
Палочки или карточки. Но желательно использовать обучающие материалы одного цвета, чтобы разные оттенки не отвлекали ребёнка от главного – счёта. Рекомендуется выбрать яркую, но не слишком броскую гамму, например, зелёную, синюю, жёлтую, красную, оранжевую. Такие цвета привлекают внимание, помогают сосредотачиваться и не отвлекаться на другие окружающие предметы.
Развивающие видеоролики, познавательные мультфильмы. Сегодня таких материалов очень много, в том числе с любимыми детскими героями. Просмотр мультика с обучением счёту наверняка будет приятным и полезным. Ролик должен быть качественным, привлекающим внимание и не слишком длинным – не больше 10-15 минут. В течение более долгого времени малыш просто не сможет удерживать внимание.
Авторские методики. Например, известный во всём мире педагог Мария Монтессори рекомендовала использовать самый наглядный и жизненный пример – деньги. Сначала можно брать обычные монеты и считать их штучно, а уже потом осваивать номиналы, складывать их, разменивать, имитировать ситуации покупок в магазинах. Ещё одна методика разработана Гленом Доманом, и он предлагал в качестве обучающего материала использовать карточки с точками, количество которых соответствует разным числам. Такой формат более привычен для детей: они не мыслят абстрактно, а связывают и ассоциируют счёт с конкретными предметами. Автор предлагал показывать ребёнку по 5 изображений трижды в день. На следующий день нужно убирать первые две карточки, добавляя две новых. Всего в системе 100 картинок с количеством точек (кружков) от 1 до 100.
Игры. Их много, поэтому вы найдёте вариант, подходящий для конкретного ребёнка.