Марина Прожерина
Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении.
Одни звуки «живут» на нижнем этаже, это значит, что язык при их произнесении находится за нижними зубами. Другие звуки «живут» на верхнем этаже, положение языка – за верхними зубами.
Публикация «Как научить ребёнка правильно произносить звуки, Консультация учителя-логопеда» размещена в разделах
У нижних зубов образуются звуки : С – СЬ, З – ЗЬ, Ц - это группа свистящих звуков. Глава семьи у них - звук С. Артикуляционный уклад (положение языка) при их произнесении почти один и тот же. Значит, если ребенок нечисто произносит С, то страдают и звуки З, Ц.
Если ребенок плохо произносит звуки, образующиеся у нижних зубов, скорее всего у ребенка не выражены боковые края и кончик языка, либо язык чрезмерно напряжен. Для отработки чистого звукопроизношения необходим специализированный комплекс для свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
ПОКУСАЕМ ЯЗЫК
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
Варианты:
1. Покусывать кончик языка.
2. Покусывать середину языка.
3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та».
ДУЕМ НА ЛОПАТКУ
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть посередине языка. Усложнение: По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА
Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится). Не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.
КИСКА СЕРДИТСЯ
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, удерживать под счёт до 5-10.
ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт дор 5-10.
ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ
Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны.
• Артикуляционную следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, давая образец выполнения движений.
• Артикуляционную гимнастику обязательно делайте перед зеркалом.
• Не стоит выполнять все упражнения сразу. Лучше заниматься несколько раз, выполняя по 2-3 упражнения.
• Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданием.
Звуки Ш, Ж, Ч, Щ называют шипящие и объединяют в одну группу: все они образуются за верхними зубами, положение языка почти одинаковое. Среди этой группы звук Ш - самый главный в их шипящей семье. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то и Ж, Ч, Щ он выговаривает не очень четко.
Если ваш ребенок плохо говорит все звуки, живущие на верхнем этаже, это значит, что язык при произнесении вяло удерживается за верхними зубами, не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения для отработки верхнего подъема языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ГУБОЙ
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу («обнять» губу языком). Подержать язык на верхней губе под счёт до 5, убрать в рот.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
ЧАШЕЧКА
Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки (края языка находятся у верхних зубов).
ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ
Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны.
ПАРАШЮТИК
На кончик носа положить комочек ваты. Широкий язык в форме чашечки прижать к верхней губе. Плавно подуть вверх и сдуть ватку с носа.
• Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной игровой форме.
• Соблюдайте точность выполнения упражнений.
• Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,
• Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
• Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
• Запаситесь терпением и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
• Воспитывайте в ребёнке усидчивость, самостоятельность.
• Верьте в силы своего ребенка.
Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!