Получи документы

Консультация «Как игрушки помогают говорить?»

Анастасия Бабусенко
Консультация «Как игрушки помогают говорить?»

Игрушки помогают говорить.

Игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.

Играя с игрушками, ребенок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными. Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту ребенка, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.

Публикация «Консультация „Как игрушки помогают говорить?“» размещена в разделах

Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку. Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

Многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели, инструкторы по физической культуре и т. д, которые занимаются с детьми дошкольного возраста, используют в своей работе различные игрушки. Ведь иногда интересно не просто говорить, но и говорить играя. Часто можно услышать жалобы родителей на нежелание ребенка заниматься, потому что это трудно. Действительно, усидеть на месте малыш может лишь небольшое время, а отработать задания, выданные педагогами, надо. Большинство подобных игрушек, перечисленных ниже, есть и у вас дома. Не надо сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.

Для развития слухового восприятия, внимания, фонематического слуха используются следующие игрушки :

1. Звучащие игрушки : погремушки, пищалки и другие, издающие звуки

разной частоты.

2 Заводные игрушки

5. Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).

6. Игрушечный телефон.

7. Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники). «Услышишь звук- зажги фонарик»

Игрушки для развития словаря и грамматики:

1. Большие и маленькие мячи. «Скажи по- другому», «Доскажи словечко»

2 Детское лото, разрезные картинки пол лексическим темам.

3. Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).

4 Куклы, кукольная мебель, посудка. Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)."Медицинские" игрушки. «Страшные звери" : динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п. (для закрепления словаря).

5. Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п. (для изучения притяжательных прилагательных, формирования умения согласовывать прилагательное с существительным и т. д.)

6. Цветовые фоны" ( для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого). 7. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.

Игрушки для развития дыхания и голосообразования

1. Мыльные пузыри, воздушные шарики

2. Дудочки, пищалки, свистки.

3. Легкая мишура, шарики, вата для сдувания с поверхности, трубочки из-под коктейля. Что мы сделаем, что бы отработать силу, плавность и длительность выдоха? Мы предложим ребенку подуть в изогнутую трубочку, а в это время посчитаем, как долго шарик или ватка удержится в воздухе. Подуем на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуем на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

Поиграем в «Шариковый футбол». Для него понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с ребенком, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а ребенок будет чувствовать себя чемпионом

Игрушки для развития мелкой моторики и артикуляции:

1. Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).

2. Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки). Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.

3. Маленькие зеркала.

4. Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.

5. Пластилин и формочки для создания фигурок.

6. Набор формочек для игры с водой и песком.

7. Матрешки.

8. Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.

9. Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные

10. Ящик с отверстиями разной формы для опускания фигурок.

11. Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.

12. Конструкторы.

13. Краски пальчиковые.

14. Палочки для суши и ватные шарики, бусинки крупы. «Едем на восток»

На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.

Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.

Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

15. Прищепки. Из них можно делать разные композиции и рисунки. (иголки ежика, лучики солнышка и т. д)

Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и инструктор по физической культуре. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т. п. вокализировать звуки, издаваемые машинкой. Называть и указывать на действия машинки «Диспетчер». Проезжать дорожку, разделенную на полоски при делении слов на слоги. Загружать в машинку предметы по вашему заданию ( ПР: Отвези только те картинки, в которых есть звук «А»). Можно сочинять историю про водителя машинки, «Что я вижу? Чего не стало?», при формировании падежных конструкций. Пусть ваша машинка подъезжает к разным предметам, пересекает разные плоскости, и вы легко отработаете с ребенком употребление приставок у глаголов «Машинка приехала к. отъехала от… и т. д)

Положив в машинку кубик или посадив игрушечную собачку, вы отработаете употребление предлогов.

С помощью этой игры, вы можете научить ребенка следить взглядом за движущимся объектом, координировать движения руки и глаз. Например: закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. Вы можете "Попасть в аварию", столкнув машинку с кубиками произнести "Бах, упала!" (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания. С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша.

Прищепки- это незаменимая вещь в игре. Игры с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. Возьмите карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Предложите ребенку выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.

Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Вы показываете ребенку карточку со словом и просите поставить ударение с помощью прищепки.

Либо вы сами ставите ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

Мячик является незаменимым помощником для тех, у кого подвижные и непоседливые дети. Перекидывая или катая мячик, можно выполнять огромное количество упражнений. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности возьмите мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.

Вы бросаете ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно вам

Вы говорите ребенку : «Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни.» ВЫ бросаете мяч ребенку и говорите первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.

Вы кидаете мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.

Вы бросаете мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

Можно делать игрушки своими руками. Например, «Мешочек с сокровищами» В непрозрачный мешочек сложите игрушки, можно на определенную тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т. д.) и предложите ребенку на ощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т. д. Можно использовать карточки с шершавыми буквами и цифрами, для тех, кто уже осваивает грамоту.

Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что очень важно в общении с другими детьми.

. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова.

Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом, которые выгоден и вам.

Все дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.

Публикации по теме:

Пальцы помогают говорить "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В. А. Сухомлинский. Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой.

Пальцы помогают говорить? ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ? Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как игрушки помогают говорить?»
Опубликовано: 6 мая 2015 в 21:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД