Анастасия Бабусенко
Консультация «Как игрушки помогают говорить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте.
Играя с игрушками, ребенок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными. Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту ребенка, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.
Публикация «Консультация „Как игрушки помогают говорить?“» размещена в разделах
Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку. Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.
Многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели, инструкторы по физической культуре и т. д, которые занимаются с детьми дошкольного возраста, используют в своей работе различные игрушки. Ведь иногда интересно не просто говорить, но и говорить играя. Часто можно услышать жалобы родителей на нежелание ребенка заниматься, потому что это трудно. Действительно, усидеть на месте малыш может лишь небольшое время, а отработать задания, выданные педагогами, надо. Большинство подобных игрушек, перечисленных ниже, есть и у вас дома. Не надо сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.
Для развития слухового восприятия, внимания, фонематического слуха используются следующие игрушки :
1. Звучащие игрушки : погремушки, пищалки и другие, издающие звуки
разной частоты.
2 Заводные игрушки
5. Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).
6. Игрушечный телефон.
7. Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники). «Услышишь звук- зажги фонарик»
Игрушки для развития словаря и грамматики:
1. Большие и маленькие мячи. «Скажи по- другому», «Доскажи словечко»
2 Детское лото, разрезные картинки пол лексическим темам.
3. Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
4 Куклы, кукольная мебель, посудка. Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)."Медицинские" игрушки. «Страшные звери" : динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п. (для закрепления словаря).
5. Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п. (для изучения притяжательных прилагательных, формирования умения согласовывать прилагательное с существительным и т. д.)
6. Цветовые фоны" ( для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого). 7. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
Игрушки для развития дыхания и голосообразования
1. Мыльные пузыри, воздушные шарики
2. Дудочки, пищалки, свистки.
3. Легкая мишура, шарики, вата для сдувания с поверхности, трубочки из-под коктейля. Что мы сделаем, что бы отработать силу, плавность и длительность выдоха? Мы предложим ребенку подуть в изогнутую трубочку, а в это время посчитаем, как долго шарик или ватка удержится в воздухе. Подуем на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуем на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.
Поиграем в «Шариковый футбол». Для него понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с ребенком, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а ребенок будет чувствовать себя чемпионом
Игрушки для развития мелкой моторики и артикуляции:
1. Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
2. Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки). Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
3. Маленькие зеркала.
4. Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
5. Пластилин и формочки для создания фигурок.
6. Набор формочек для игры с водой и песком.
7. Матрешки.
8. Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
9. Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные
10. Ящик с отверстиями разной формы для опускания фигурок.
11. Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.
12. Конструкторы.
13. Краски пальчиковые.
14. Палочки для суши и ватные шарики, бусинки крупы. «Едем на восток»
На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.
Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.
15. Прищепки. Из них можно делать разные композиции и рисунки. (иголки ежика, лучики солнышка и т. д)
Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и инструктор по физической культуре. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т. п. вокализировать звуки, издаваемые машинкой. Называть и указывать на действия машинки «Диспетчер». Проезжать дорожку, разделенную на полоски при делении слов на слоги. Загружать в машинку предметы по вашему заданию ( ПР: Отвези только те картинки, в которых есть звук «А»). Можно сочинять историю про водителя машинки, «Что я вижу? Чего не стало?», при формировании падежных конструкций. Пусть ваша машинка подъезжает к разным предметам, пересекает разные плоскости, и вы легко отработаете с ребенком употребление приставок у глаголов «Машинка приехала к. отъехала от… и т. д)
Положив в машинку кубик или посадив игрушечную собачку, вы отработаете употребление предлогов.
С помощью этой игры, вы можете научить ребенка следить взглядом за движущимся объектом, координировать движения руки и глаз. Например: закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. Вы можете "Попасть в аварию", столкнув машинку с кубиками произнести "Бах, упала!" (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания. С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша.
Прищепки- это незаменимая вещь в игре. Игры с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. Возьмите карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Предложите ребенку выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.
Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Вы показываете ребенку карточку со словом и просите поставить ударение с помощью прищепки.
Либо вы сами ставите ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.
Мячик является незаменимым помощником для тех, у кого подвижные и непоседливые дети. Перекидывая или катая мячик, можно выполнять огромное количество упражнений. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности возьмите мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.
Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
Вы бросаете ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно вам
Вы говорите ребенку : «Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са — хар, са — ни.» ВЫ бросаете мяч ребенку и говорите первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
Вы кидаете мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
Вы бросаете мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.
Можно делать игрушки своими руками. Например, «Мешочек с сокровищами» В непрозрачный мешочек сложите игрушки, можно на определенную тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т. д.) и предложите ребенку на ощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т. д. Можно использовать карточки с шершавыми буквами и цифрами, для тех, кто уже осваивает грамоту.
Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что очень важно в общении с другими детьми.
. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова.
Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом, которые выгоден и вам.
Все дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.