Ольга Голикова
Логопедическая консультация «Как долго ставятся звуки»
▼ Скачать
Сколько времени занимает постановка звуков и как быстрее это сделать?
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СКОРОСТЬ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ?
Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают друг у друга на форумах и слышат противоречивые ответы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. И создается неправильное впечатление, что некоторые логопеды тянут деньги. Да, конечно, не все логопеды работают одинаково, но есть факторы, которые влияют на эту разницу в скорости коррекции звуков.
Публикация «Логопедическая консультация „Как долго ставятся звуки“» размещена в разделах
1. Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. У меня несколько раз бывало так, что звук ребенку получалось поставить прямо на первом бесплатном обследовании. А дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать, а на это требуется время.
2. Сроки зависят от количества звуков, нуждающихся в исправлении – на автоматизацию одного звука уходит 35-45 дней (и это придумали не логопеды, это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Соответственно исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.
3. Это зависит от возраста ребенка: в 2-3летнем возрасте «пытать» ребенка постановкой звука Р нецелесообразно, потому что он еще не готов физически. Именно в таких случаях постановка звука может занять полгода, а в 5 лет можно справиться за полтора месяца. И поэтому многие логопеды говорят «приходите после 5ти». Вообще для каждой группы звуков есть свое время естественного «появления» в речи – какие-то звуки лучше ставить в 3 года, какие-то в 4-5 лет. Если начинать заниматься в соответствии с возрастными нормами - коррекционная работа идет быстрее.
4. Виды речевых нарушений. Для родителей одинаково выглядят («ребенок не выговаривает звуки») многие нарушения речи – дислалия, дизартрия, ринолалия, ФФН. В случае дислалии коррекционная работа занимает меньше времени. При других нарушениях добавляются новые этапы коррекционной работы, не считая того, что сама постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные. При дизартрии, ринолалии добавляется логопедический, зондовый массаж, развитие лексики. При дизартрии, ФФН добавляется этап дифференциации (различения) звуков. При ФФН половину всего времени коррекционной работы занимает этап формирования фонематического слуха. В связи с этим, если у ребенка не дислалия, а какое-либо другое нарушение речи – начинать коррекционную работу стоит, не дожидаясь 5ти лет.
5. Искажения звуков. Это может быть межзубное («шепелявое», нижнее, щёчное, боковое, велярное, увулярное («горловое», «картавое», одноударное и т. п. неправильное произношение различных звуков. В этом случае стоит обратиться к логопеду, как только заметили, не взирая на возраст. Потому что замена одной привычки на другую занимает больше времени, чем простое формирование правильной привычки «с нуля». И чем дольше существует старая неправильная привычка, тем больше понадобится времени, чтобы ее заменить. Это одна из причин трудности исправления звуков во взрослом возрасте. На что ребенок потратит недели – у взрослого займет месяцы.
6. Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) исправлять звук и связанных с этим дальнейших психологических проблем. У взрослых речевой негативизм является второй причиной долгого исправления звукопроизношения. Поэтому откладывать исправление звуков не стоит.
7. Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различное внимание, память, усидчивость, послушание и много других индивидуальных отличительных черт. Это отражается на скорости работы. У кого-то мы 8 звуков делаем за четыре месяца, а с кем-то один звук мучили полгода. Иногда бывает 4 звука поставили за 2 месяца, а на 5ом споткнулись и мучили его еще 4 месяца. И предугадать это невозможно. Поэтому заранее назвать точные сроки затруднительно – ошибиться можно в обе стороны. Поэтому я использую средний показатель скорости своей работы.
КАК УСКОРИТЬ КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ?
Ко мне неоднократно обращались логопеды с просьбой научить работать также быстро, как работаю я со звуками. Потому что у многих логопедов процесс коррекции дислалии занимает от полугода до года, у меня в среднем 2 месяца. Делюсь своими «секретами» :
1. Пробовать различные способы постановки звуков. Дети индивидуальны, поэтому у одних хорошо получается одним способом, и других – другим. Поэтому нужно пробовать разные варианты, пока не найдется тот, который даст результат, вместо того, чтобы одним способом пытаться чего-то добиться на протяжении нескольких месяцев.
2. Параллельная постановка нескольких звуков. При необходимости коррекции нескольких неоппозиционных друг другу звуков - можно заниматься ими одновременно (один звук ставим, другой автоматизируем, к третьему готовимся артикуляционными упражнениями).
3. Индивидуальный подход – позволяет сэкономить массу времени и сил, не занимаясь ненужной логопедической работой (для каждого конкретного ребенка). Многие из нас, логопедов, начинали свою практику в детских садах, где в обязательном порядке (по программе) идет развитие лексики, грамматики, ВПФ и т. д. и работа логопеда с группой занимала годы. В частной практике, когда родители платят деньги, заниматься годами с одним звуком возможности нет – родители найдут другого логопеда. Поэтому нужно заниматься индивидуальной коррекционной работой – ребенок с дислалией лексику и грамматику русского языка изучит в детском саду без каких-либо трудностей. Также в случае дислалии необходимости в логопедическом, зондовом массаже нет. Более того, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные упражнения не нужно ребенку давать все – нужно давать только те, которые подготавливают к звукам, с которыми будем работать.
4. Мотивация ребенка. Важно не только логопеду уметь заинтересовать ребенка, но и родителям создать мотивацию на конечный результат. История (если бы сама не участвовала в этом – не поверила бы). Девочка 4,5 лет пришла заниматься с прабабушкой. 11звуков либо заменялись, либо отсутствовали. За 9 занятий все звуки поставили. Автоматизировали 9 звуков из 11. На автоматизацию 2х последних звуков я дала ей домашние задания, чтобы она это всё сделала уже без меня. Почему так получилось? Потому что девочка очень сильно сама хотела научиться правильно выговаривать все «буквы» и заставляла прабабушку делать с ней домашнее задание. Так как ребенок очень хотел сам научиться, автоматизировалось все очень быстро, исправлять звуки в самостоятельной речи было не нужно, т. к. она сама следила за своей речью. Но большинство детей достаточно «Меркантильны», практичны и работа за похвалу «не греет их душу». А вот за домик для Барби, коробку Лего или самокат они могут настолько хорошо заниматься, что пообещав такую награду в конце всех занятий, родители могут ещё и существенно сэкономить на количестве занятий.
5. От простого к сложному. В коррекционной работе существует определенная последовательность постановки звуков, она опирается на онтогенетический принцип – раньше появляются более простые артикуляционно звуки, позже – более сложные. И здесь главное не говорить ребенку, что в конце будут трудные звуки, а поддерживать в нем уверенность, что он все может («ты уже почти все сделал, осталось чуть-чуть»). На фоне этого успеха ребенок все делает быстрее. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности и желания ребенка: если он сильнее всего хочет научиться «рычать», то возможно, начать нужно именно с Р, тогда его мотивация растет, и на волне успеха остальные звуки он освоит очень быстро.
6. Работа с родителями. У меня на занятиях родители присутствуют и обучаются вместе с ребенком. Поэтому они могут правильно выполнять домашние задания. В результате ребенок занимается ежедневно, закрепляя правильные автоматизмы. В ином случае – без родителей и без домашних заданий – ребенок успевает все забыть, и каждый новый урок является повторением предыдущего.
Вывод: Не стоит растягивать процесс занятий, для ребёнка всегда будет интереснее игры дома и с друзьями, поэтому имеет смысл быстрее «починить» звуки и дать ему возможность заниматься более интересными делами.