Тамара Дуплищева
Социальные услуги, предоставляемые семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
Дуплищева Тамара Николаевна
Воспитатель МКУ СРЦ "Радуга"
Статья на тему:
«Социальные услуги предоставляемые семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации»
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это семьи, попавшие в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одинокое материнство/отцовство и т. д., которую семья не может преодолеть самостоятельно.
Публикация «Социальные услуги, предоставляемые семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах
Социальное обслуживание в стационарной форме (с предоставлением временного проживания) предполагает оказание разносторонней помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении : получатели социальных услуг обеспечиваются питанием; получают поддержку в решении проблем самообеспечения и преодолении кризисных ситуаций.
Специалистами в рамках социального обслуживания оказывается всесторонняя поддержка семей, в которую входит:
• помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей;
• содействие реализации прав семей с детьми на защиту, помощь со стороны общества и государства;
• осуществление мероприятий по профилактике насилия, жестокого обращения, нарушений прав и законных интересов детей;
• способствование повышению психолого-педагогической компетентности родителей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений;
• проведение работ по профилактике лишения родительских прав, отказов от детей
• оказание содействия в восстановлении родительских прав.
Задача центра заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания и воспитательного воздействия для тех детей, кого недолюбили, недопоняли, недоучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от общих усилий воспитателей и педагогов центра. В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать положительные качества личности и черты характера, вместе с воспитанниками работать над их недостатками.
При работе с воспитанниками часто выявляется трансформация социально-психологического ядра личности, несформированность учебной и трудовой деятельности. Все это приводит к нарушению коммуникации с окружающими людьми, отсутствию доверия, подозрительности, фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. Ценностно-смысловая сфера воспитанников характеризуется удовлетворением насущных потребностей, получением сиюминутного удовольствия, без видения дальнейшей жизненной перспективы. Как правило, ребята не имеют определенных жизненных целей, их интересы и потребности носят ограниченный потребительский характер. Для них характерны следующие отклонения от норм поведения:
• невыполнение режимных требований центра;
• периодическое либо постоянное нарушение дисциплины;
• нарушение порядка во время учебных занятий;
• конфликтное поведение в отношении педагогов и сверстников;
• наличие эгоцентризма, аномальных потребностей;
• неспособность к самоанализу поступков;
• наличие оправдательных мотивов отклоняющегося поведения;
• неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, частая смена настроения,
• эмоциональная лабильность.
На уровне организации всего процесса социального сопровождения в учреждении социального обслуживания выделяются следующие виды сопровождения: информационное и научно-методическое; консультационное, в том числе посредством сети Интернет; образовательно-просветительское.
Воспитателями центра «Радуга» детям оказываются следующие виды социально-педагогических услуг :
1. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности: использование методик, позволяющих дать на основе всестороннего изучения личности объективную оценку ее состояния для оказания эффективной помощи при попадании в кризисную или конфликтную ситуацию, а также для установления степени социальной дезадаптации граждан; социально-педагогическое консультирование : оказание своевременной помощи в правильном понимании и решении социально-педагогических проблем (межличностные отношения и т. д.); педагогическая коррекция: оказание квалифицированной педагогической помощи в форме бесед, разъяснений, рекомендаций в исправлении конфликтных ситуаций; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию речевой и интеллектуальной деятельности.
2. Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) : приобщение к различным сферам деятельности, в том числе творческой (декоративно-прикладное искусство, народной и музыкальное творчество и т. д. ,
обеспечение информацией о различных сферах деятельности (трудовой, профессиональной и др.).
3. Организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия: привлечение к участию в досуговых и культурно-массовых мероприятиях, в том числе кружковой работе, организация поздравлений с днем рождения, участии в творческих выставках и др.
Основной акцент в педагогической реабилитации детей школьного возраста ставится на учебную деятельность.
Для каждого ребенка проживающего в учреждении созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей, получения среднего образования на качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями.
Воспитанники получают образование дистанционно через получение заданий и в школах города и СПО (средние профессиональные организации).
Для осуществления социально-педагогической коррекции, целью которой является возвращение воспитанников в школьный социум в качестве равного ученика, подбираются формы и методы работы для привития детям положительного отношения к школе и учебе.
Воспитанникам оказывается помощь в ликвидации пробелов в знаниях, в овладении текущим учебным материалом, в выполнении домашних заданий.
Большое внимание уделяется первоклассникам, в течение учебного года с ними ежедневно проводятся занятия и учащимися 9 класса, с которыми проводятся занятия по подготовке к итоговых экзаменов.
За успеваемостью и посещением школы ведется строгий контроль.
Воспитатели и социальный педагог тесно взаимодействуют с классными руководителями, учителями, обмениваясь информацией в отношении успеваемости, поведения детей, посещения ими учебных занятий, это позволяет своевременно определить проблему в обучении ребенка, изменить положение к лучшему.
Коррекционно-профилактическая работа направлена на формирование у воспитанников положительных качеств личности, навыков конструктивного общения, адаптивного поведения, развитие личностных ресурсов, а также профилактику различных форм асоциального, деструктивного поведения.
Коррекционная работа в учреждении ведется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации воспитанников.
Проводимая работа отражается в карте социальной реабилитации воспитанников в разделе социально-педагогические услуги.
Основой профилактической работы является система тематических мероприятий индивидуального, группового и массового характера, встраиваемых в ежедневную систему воспитательно-реабилитационной работы.
Для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени воспитанниками, в учреждении работают кружки: ___
___,
На кружковых занятиях создаются благоприятные условия для развития способностей, социального опыта, для изменения позиции в коллективе и в целом для развития творческой личности.
На занятиях воспитанники овладевают целым рядом знаний, умений и навыков, учатся преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Правильно подобранный вид занятий позволяет создать в деятельности детей ситуацию успеха, дает возможность реализовать потребность в самоутверждении.
У детей появляется стремление к положительному результату, развивается интерес к творчеству.
Творческая деятельность воспитанников находит свое отражение в региональных конкурсах.
В плане социокультурного развития с воспитанниками определены такие направления работы:
- подготовка воспитанников к самостоятельной жизни носят практический характер и направлены на развитие у воспитанников необходимых жизненноважных навыков практического и материального порядка. Направление способствует: выработке навыков бесконфликтного взаимодействия и общения с социумом; развитию навыков работы с информацией и принятия и исполнения решений; формированию умения противостоять асоциальным явлениям; воспитанию умения управлять своими эмоциями, навыков коллективизма, сотрудничества и сотворчества.
- здоровье с целью повышения уровня мотивации воспитанников к ведению здорового образа жизни, выработке способности противостоять вредным привычкам, расширять знания детей о правилах здорового образа жизни, об основах безопасности жизнедеятельности, формирования у воспитанников потребности проявлять заботу о своем здоровье, навыков принятия социально правильных решений.
- семья и семейные отношения - приобщение к положительным традициям русской семьи, формирование представлений о благополучной семье, семейных ролях и ценностях, подготовка к жизни в замещающей семье. Занятия формируют у детей способности дифференцировать роли мужа и жены, отца и матери, детей, развивают основные понятия об этикете, психологии семейных отношений.
Участие в проводимых мероприятиях вновь поступивших детей и детей «группы риска», способствует благоприятной адаптации воспитанников в условиях социального учреждения и их социализации.
Проводятся индивидуальные занятия с подростками по профилактике зависимостей, антиобщественного поведения и самовольных уходов, что помогает формированию у детей положительного отношения к жизни в учреждении, и способствует профилактике правонарушений и антиобщественного поведения.
Таким образом, категория детей проживающих в нашем центре, нуждаются в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи и поддержке, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Социально-педагогическую работу с детьми нужно начинать с адаптации их к жизни в самом центре, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. А затем создать такие человеческие связи и взаимоотношения, которые бы позволяли ребенку восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения с взрослыми и сверстниками, а также затем развить трудовую, познавательную и игровую деятельность.