Светлана Гавришина
К вопросу о сущности понятия нравственного сознания у младших школьников
To the question of the essence of the concept of moral consciousness in younger schoolchildren
Студент С. Ю. Гавришина факультета Начальных классов, 3 курс КГПУ им. В. П. Астафьева
Student S.Y. Gavrishina Faculty of primary school KSPU name of V.P. Astafieva
Научный руководитель Е. М. Плеханова, доцент, к. п. н., доцент кафедры педагогики и психологи начального образования КГПУ им. В. П. Астафьева
Публикация «К вопросу о сущности понятия нравственного сознания у младших школьников» размещена в разделах
Supervisor E. M. Plekhanova, Associate Professor, Ph.D., Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education KSPU name of V.P. Astafieva
Аннотация. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы формирования нравственного сознания младших школьников. В статье уточняется сущность понятий «нравственное сознание», выделены особенности нравственного сознания младших школьников. Обозначены специфические особенности младшего школьного возраста.
Ключевые слова: нравственное сознание детей, новообразование, младший школьный возраст, эмпатия, круг нравственных норм.
Annotation. The article is devoted to theoretical understanding of the problem of the formation of the moral consciousness of younger schoolchildren. The article clarifies the essence of the concepts of "moral consciousness", "child consciousness", highlights the features of the moral consciousness of younger schoolchildren. Designated specific features of primary school age.
Key words : children's moral consciousness, neoplasm, primary school age, empathy, the range of moral norms.
Исследования психологов, педагогов, социологов свидетельствуют о том, что в настоящее время, время социально-экономических перемен, трансформаций общественного сознания, наиболее сложными вопросами педагогической теории и практики становятся вопросы, связанные с нравственным сознанием личности младшего школьника. Несмотря на глубокие исторические корни, изучение данной проблемы и поиск путей формирования нравственного сознания детей являются актуальными всегда.
Это обусловлено рядом причин: влиянием социально-политических, экономических, педагогических факторов на процесс нравственного развития воспитания детей и молодежи; неготовностью педагогических коллективов результативно осуществлять нравственное воспитание в изменившихся социальных условиях; противоречием между теориями и программами нравственного воспитания и социально-педагогической действительностью.
Нравственное сознание представляет собой взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Уровень нравственной воспитанности личности рассматривается как уровень развития нравственного сознания (т. е., широту и глубину моральных знаний, убеждений, нравственных чувств (т. е., переживания, отношения к людям, правилам и нормам) и нравственного поведения (т. е., конечного результата всего предшествующего процесса нравственного воспитания).
Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому изучению нравственные представления, знания и суждения детей (т. е., нравственное сознание). Выделил особенности развития и функционирования нравственного сознания и связал их с поэтапным формированием познавательных способностей ребенка. [4]
В. А. Сухомлинский пишет, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека. Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [6].
И. В. Сушкова определяет нравственное сознание детей младшего школьного возраста как новообразование, способствующее формированию «склонности к определнным преобладающим видам и способам решения нравственных задач, то есть к нравственно-направленной деятельности, выражающейся в предпочитаемом и доминирующем типе нравственно-направленных действий, поступков, поведения, реализующемся без внешнего и внутреннего принуждения».[7]
Психологи (Е. Н. Герасимова, О. Г. Дробницкий, М. И. Лисина и др.) установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.
Л. И. Рувинский считает, что в младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества еще слабо выражены. [5] Цель, к которой стремится ребенок на этом этапе, – приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни. Поэтому так важна роль родителей и педагогов в нравственном воспитании младших школьников, т. к. поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослыми, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка [2].
В начальной школе у ребенка возникает новый уровень самосознания (внутренняя позиция, которая проявляется в осознанном отношение ребенка к себе и окружающим, к действиям, в кругу нравственных норм, которыми он стремится руководствоваться постоянно, независимо от сложившихся обстоятельств.
Важную роль в развитии нравственного сознания ученика начальной школы играет эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания другого, проявляющаяся в различных формах поведения. [1]
У младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям. [3]
Следовательно, учет особенностей и новообразований младшего школьного возраста позволяет более продуктивно выстраивать процесс формирования нравственного сознания младших школьников.
Список литературы.
1. Братусь, Б. С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. - М. : Роспедагенство, 2004., с. 41
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 2001. – 479 с.
3. Дрожжинова В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. – 2015. – № 09
4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. — М. : Академический проект, 2006. — 480 с.
5. Рувинский Л. И. Самовоспитание школьников / Л. И. Рувинский, а. Я. Арет. - м. : Педагогика, 1976. – 160 с.
6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. – М. : Педагогика, 1980.
7. Сушкова, И. В. Моделирование процесса формирования нравственных представлений и понятий у детей 6 – 8-ми лет / И. В. Сушкова // Дошкольник и младший школьник в системе образования: материалы международной научно-практической конференции / – СПб. : Изд-во РГПУ им. И. А. Герцена, 2014. – С. 71-73.