МААМ-картинки

К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду

Черных Юлия Анатольевна
К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Публикация «К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду» размещена в разделах

Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А. А. Баранов, Н. Н. Куинджи, И. С. Песчаная, Г. Н. Сердюковская, Т. И. Стукалова, А. М. Черных).

Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,6 до 5,7%, в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.

По данным С. С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются :

•резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;

•неблагоприятная экологическая обстановка в России;

•стрессовая тактика педагогического воздействия;

•ухудшение состояния здоровья матери;

•дефицит двигательной активности;

•несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

•недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;

•массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

•неполноценное питание;

•отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.

Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.

Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.

Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:

•использование эффективных методов обучения;

•реальная разгрузка содержания образования;

•повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

•улучшение организации питания детей;

•рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.

Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, на наш взгляд, являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.

Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:

•соблюдение режима учебных занятий детей разновозрастных групп;

•организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки;

•составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

•создание условий для развития индивидуальных способностей;

•организация динамических пауз с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

•создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму разных возрастных групп.

Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т. п., но и требования дидактики развивающего обучения.

В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут [2].

Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. В соответствии с изучаемым материалом на занятиях по математике физкультминутки можно варьировать в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста и индивидуальных психофизических особенностей детей.

Проанализировав психолого-педагогическую, методико-математическую литературу, изучив опыт работы ДОУ г. Белгорода, следует отметить, что во многих образовательных учреждениях созданы «Картотеки физкультминуток», которые помогают педагогам грамотно соединить работу по снятию у детей интеллектуального и физического утомления с осознанным проведением коррекции отклонений в развитии, с закреплением полученных знаний и умений по математике.

На наш взгляд, целесообразно в физкультминутки включать упражнения с «волшебным» карандашом, которые направлены в первую очередь на суставную гимнастику кисти и пальцев, точность и координацию их движений. Помимо этого они способствуют развитию подвижности глаз, пространственной ориентировке на своей руке, зрительного и осязательного восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти.

Для проведения физкультминутки необходимо, чтобы в распоряжении дошкольника был шестиугольный карандаш без заточки. Это эффективный тренажер для развития моторики, который можно применять на протяжении всего дошкольного периода. Эти физкультминутки можно включать в любое занятие, так как направленность упражнений с карандашом имеет универсальный характер. Например, можно включить в физкультминутки следующие упражнения: «Прокатывание карандаша в ладонях», «Вращение карандаша подушечками пальцев», «Мост», «Карандаш за ухом» и др. [1].

А. С. Краснянская, В. Н. Антюшина рекомендуют применять физкультминутки с «волшебным» карандашом на протяжении дошкольного периода, начиная с 4-летнего возраста.

Пальчиковые игры также являются необходимой составляющей занятия по математике.

В этой игре детям предлагается пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

По мнению известных психологов и физиологов (Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Цукерман, особый интерес доставляют детям игры с мячом, которые тоже можно проводить на занятиях по математике. Ежедневная работа с мячом снимает у ребенка отрицательную энергию, стресс, эмоциональную перегрузку. В процессе этих игр развивается мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, и все это благоприятно отражается на дальнейшем их обучении в школе. Приведем примеры таких игр «Веселый счет», «Считай дальше», «Назови соседей числа», «Концовка» и др. Дети должны помнить, что отвечать можно после того, как пойман мяч, нельзя выкрикивать раньше времени и подсказывать товарищу. Например, игра «Назови скорей» проводится с целью закрепления временных представлений у старших дошкольников. Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос :

•Какой сегодня день недели?

•Какое сейчас время года?

•Сколько ушей у двух малышей?

•Сколько частей в сутках?

•Сколько будет пять плюс один?

•Какой день недели наступает после воскресенья? И т. д.

Таким образом, дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы физического здоровья, сохранение и укрепление которого всеми доступными средствами является приоритетными задачами дошкольного образования.

Публикации по теме:

Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду Выступление – презентация на тему: «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения ПДД Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе их обучения ПДД. Актуальность данной темы объясняется.

К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста Апаназова М. Н., педагог – психолог МБДОУ № 236 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово Скалон Т. А., ПДО МБДОУ № 236 «Детский сад.

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в укреплении и сохранении здоровья детей» “Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений. Долг.

Консультация «Содержания работы по нравственному воспитанию детей в процессе обучения математике» Выявление правильных отношений между предметами - необходимое условие познания окружающего мира, составная часть формирования и развития.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском садуРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Роль сказкотерапии в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников РОЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. М. Рожкова воспитатель ЧДОУ «Детский сад №199 ОАО.

Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе 1. Слайд. Тема: Роль сюжетно-ролевой игры в укреплении психофизического здоровья ребенка, его социализации как личности в детском коллективе.

Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 21:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Черных Юлия Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД