Папки-передвижки

К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 5, заключительная» размещена в разделах

В процессе подготовки и написания представленной работы охарактеризовано понятие «одаренность» у детей, проанализированы психологические особенности ранней детской одаренности. Реализация указанных задач позволила нам достигнуть цели нашей работы – охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.

Работа, направленная на обучение одаренных детей - задача, которая требует специальных действий многих специалистов, центральное место среди которых занимает психолог. В последние десятилетия, как за рубежом, так и в нашем государстве были приняты широкомасштабные программы психологических исследований творчества, способностей и одаренности. Этот факт означает признание государственной важности проблемы реализации потенциала, заложенного у одаренных детей. Одаренные дети - очень ценная, но весьма слабая часть нашего общества.

Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают противоположную картину.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников такого риска являются трудности в контактах со сверстниками, которые особенно присущи исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является "дисинхронное развитие", которое заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях отличаются от своих ровесников или, даже, иногда уступают им (например, мелкая моторика, дислексия).

Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий. При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.

К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. - №4. – С. 147-155.

2. Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - №4. – С. 75-86.

3. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. - №8,ноябрь. – С. 13-18.

4. Гурова Л. Л. Когнитивно- личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. - №6. – С. 14-20.

5. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. - №4. – С. 94-97.

6. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Е. Д. и др. - М., 1998.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /

Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 204 с.

8. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок : Особенности

обучения. - М. : Просвещение, 2006.- 239 с.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД