Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 5, заключительная
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 5, заключительная» размещена в разделах
В процессе подготовки и написания представленной работы охарактеризовано понятие «одаренность» у детей, проанализированы психологические особенности ранней детской одаренности. Реализация указанных задач позволила нам достигнуть цели нашей работы – охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.
Работа, направленная на обучение одаренных детей - задача, которая требует специальных действий многих специалистов, центральное место среди которых занимает психолог. В последние десятилетия, как за рубежом, так и в нашем государстве были приняты широкомасштабные программы психологических исследований творчества, способностей и одаренности. Этот факт означает признание государственной важности проблемы реализации потенциала, заложенного у одаренных детей. Одаренные дети - очень ценная, но весьма слабая часть нашего общества.
Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают противоположную картину.
Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников такого риска являются трудности в контактах со сверстниками, которые особенно присущи исключительно одаренным детям. Дополнительной проблемой является "дисинхронное развитие", которое заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях отличаются от своих ровесников или, даже, иногда уступают им (например, мелкая моторика, дислексия).
Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий. При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности.
К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. - №4. – С. 147-155.
2. Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - №4. – С. 75-86.
3. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. - №8,ноябрь. – С. 13-18.
4. Гурова Л. Л. Когнитивно- личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. - №6. – С. 14-20.
5. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. - №4. – С. 94-97.
6. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Е. Д. и др. - М., 1998.
7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /
Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 204 с.
8. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок : Особенности
обучения. - М. : Просвещение, 2006.- 239 с.