Папки-передвижки

К вопросу о детской одаренности. Часть 4.

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 4.
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Часть 2

Часть 3

2. Психологические особенности ранней одаренности

Публикация «К вопросу о детской одаренности, Часть 4,» размещена в разделах

Детей, у которых оказывается достаточно высокий уровень возможностей в определенной деятельности, которые отличаются склонностью к ее выполнению, активность которых будто выстраивается вокруг любимых занятий, считают одаренными. Одаренный ребенок отличается высоким уровнем достижений, а также значительными возможностями их получения в будущем в таких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной и двигательной деятельности.

Н. С. Лейтес выделяет три категории детей с признаками умственной одаренности.

Первую из них представляют дети с необычайно высоким уровнем умственного развития по сравнению со своими сверстниками. Такие дети часто встречаются в дошкольном возрасте. Их называют вундеркиндами, а в последнее время в зарубежной психологии появился термин "индиго-дети". Приведем пример. За день до того, как известному английскому психологу Ф. Гальтону исполнилось пять лет, он написал своей сестре такое письмо: "Дорогая Адель, мне четыре года, и я могу прочитать любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею добавлять любые числа и умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Я умею немного читать по-французски и определять время по часам. Френсис Гальтон (15 февраля 1827)" .

Вторая категория - это дети с признаками специальной умственной одаренности (к математике или к другим наукам). Такие дети свои возможности однозначно выявляют лишь в подростковом возрасте. Однако бывают и исключения. Например, рассказывают, что отец известного математика Гаусса, конечно, платил своим рабочим в конце недели, добавляя к ежедневному заработку плату за сверхурочные часы.

Однажды 3-х летний Гаусс, в присутствии которого его отец делал расчеты, воскликнул: "Неверный подсчет. Вот какова должна быть сумма". Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третья категория - дети со значительными умственными резервами, обладающие некой ярко выраженной способностью, отмечаются изысками (познавательной активностью, оригинальностью, экспериментаторством). Это дети со скрытой одаренностью. К ним Н. С. Лейтес отнес А. Эйнштейна, которого исключили из гимназии за недостаточные успехи (3, с. 15)

Одаренный ребенок по темпу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать сложные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные связи. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослым много вопросов, они критичны по отношению к себе и окружающим. У них оказывается ранний интерес к проблемам вселенной и личностной судьбы.

В то же время перечисленные свойства одаренных детей приводят к трудностям в сфере общения: в нахождении близких друзей, в поиске интересных игр с ровесниками; в появлении конформности, по которой эти дети пытаются скрыть свою оригинальность(5, с. 96).

Американские психологи сформулировали принципы разработки учебных программ для одаренных детей :

1. Каждый ребенок неповторим. Один может выйти вперед в арифметике, другой в чтении, третий в музыке. Бывают дети с чрезвычайно высоким показателем интеллекта, имея угрожающе низкую самооценку.

2. Одаренные дети очень критичны к себе и часто имеют негативный "Я" - образ. Реакции близких взрослых означают для них очень много. Несоответствие между высоко развитым интеллектом и несовершенными двигательными навыками блокирует реализацию ребенком своих замыслов (построение конструкций, механизмов, создание рисунков и т. д., что негативно отражается на самоуважении. Так, четырехлетний малыш может составить и хорошо рассказать некую историю, а записать ее не может. Взрослому следует повысить уверенность ребенка в своих силах.

3. Семья должна играть существенную роль в воспитании одаренного ребенка. Программы для воспитания одаренных детей следует реализовать в тесном взаимодействии общественного и семейного воспитания.

4. Программа должна включать разнообразный учебный материал, который отвечает интересам и потребностям ребенка.

5. Программа должна быть сбалансированной и содействовать всестороннему развитию, предвидеть развитие эмоциональной и двигательной сфер, а также общения и настойчивости в достижении целей.

6. Одаренный ребенок должен иметь возможность общения с такими же одаренными ровесниками.

7. Реализация программ для воспитания одаренных детей требует специальной подготовки воспитателей и ее постоянное совершенствование.

8. Программа должна своевременно обеспечивать постепенный и плавный переход с уровня на уровень (7, с. 176- 177).

Развитие одаренных детей требует особого внимания родителей и воспитателей.

Итак, существуют некоторые психологические особенности ранней одаренности :

- одаренный ребенок отличается высоким уровнем достижений, а также значительными возможностями их получения в будущем в родных сферах деятельности;

- среди одаренных детей выделяют три категории: дети с необычайно высоким уровнем умственного развития; дети с признаками специальной умственной одаренности (к математике или к другим наукам); дети, которые отмечаются изысками, определенной чертой (познавательной активностью, оригинальностью, экспериментаторством);

- одаренные дети отличаются определенным личностным сознанием, затрудняющим их контакты с ровесниками (оригинальность, критичность, высокий уровень развития);

- для воспитания одаренных детей разрабатываются индивидуальные программы.

Ещё можно выделить следующие психологические особенности одаренных детей :

- они больше видят, слышат, понимают, чем другие, в одинаковых условиях;

- они способны держать в поле зрения одновременно несколько событий, то есть имеют хорошее распределение внимания;

- они не обходят вниманием интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих;

- им свойственна уязвимость, которая порождается повышенной чувствительностью;

- эти дети все воспринимают и на все реагируют;

- их нормальный для этого пика эгоцентризм приводит к тому, что они относят все на свой счет; то, что не затронет обычного ребенка, может ранить одаренного;

- впоследствии эти дети проявляют большую целеустремленность и сосредоточенность в достижении цели - в игре и других занятиях; это может привести к необходимости доводить все до полного совершенства; когда результаты не соответствуют повышенным внутренним стандартам ребенка, у него возникает чувство неудовлетворенности и соответствующие болезненные переживания;

- у них преувеличенное чувство страха, эмоциональная зависимость, эмоциональная несбалансированность, по сравнению с их сверстниками (8, с. 181).

Можно сделать вывод, что одна из главных психологических проблем одаренных детей заключается в том, что в них видят детей ленивых, упрямых, иногда аномальных, "не от мира сего". Раннее и необычное развитие ребенка не замечают родители с низким уровнем образования или невысоким общим культурным развитием. В семьях, где ребенок является единственным или наоборот, все дети имеют особые способности, тоже нередко "падение" одаренного ребенка, потому что его не с кем сравнивать.

Другой вариант - родители противятся признанию своего ребенка одаренным. Но когда родители "закрывают глаза" на особые способности детей, однако они продолжают влиять на взаимоотношения ребенка с теми, кто рядом. Тогда ребенку самостоятельно приходится разбираться в сложных ситуациях. Чувство вины, неприятие себя, желание "быть как все" могут затруднять или даже калечить развитие личности.

Стоит ещё отметить, что самыми характерными страхами у одаренных детей-подростков являются: опасения стать "белой вороной", опасения непризнания, негативной критики со стороны окружающих, опасения потери авторитета, как среди учителей, так и среди ровесников, страх перед опросом, тестированием, опасения потери поддержки со стороны родителей (6, с. 54).

Одаренность - это дар, который сопровождается комплексом проблем. Одаренность как проблема естественно является целостным состоянием личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире человека, она касается всех аспектов ее бытия. Однако при этом проблема может локализоваться в одну из следующих сфер: обучение, общение и поведение. Когда проблемы одаренного ребенка сосредоточиваются в обучении - это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном игнорировании различных задач педагогов, отсутствии элементарных знаний предмета в сравнении с блестящими успехами у других, возможны даже ситуации выраженной школьной неуспеваемости. Причиной школьной неуспеваемости одаренного ребенка справедливо связывают со стойкой фрустрацией, которая формируется педагогической средой на пути ее познавательных возможностей и потребностей (1, с. 18).

Типичными для одаренных детей являются проявления дезадаптивного поведения, такие как асоциальное и агрессивное поведение, протесты против отношения к себе со стороны ровесников и взрослых, недовольство отношениями, длительное подавление его важных потребностей, активности, демонстрация своих возможностей, лидерства и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии, противоположной социально-психологической реакцией одаренного ребенка на ситуацию подавления его природных проявлений и потребностей: "Уход в себя", в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Довольно часто одаренные дети встречаются с проблемами в общении, источник которых лежит в дошкольном прошлом, в том благоприятной среде, которое создавали для них родители (7, с. 78).

Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий.

При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Публикации по теме:

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о детской одаренности. Часть 4.
Опубликовано: 6 октября 2013 в 11:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу о детской одаренности. Часть 4.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Царёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД