Елена Егорова
К слову о мелкой моторике
Речь с физиологической точки зрения является моторным процессом состоящим из тонки произвольных движений. Развитие мелкой моторики имеет значение, как для общего развития, так и для развития речи. Обращаясь к анатомическим данным, мы видим, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой моторной зоне. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет больше влияние на развитие активной речи ребенка. Был сделан вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает то отстает и развитие речи, хотя сама область двигательной проекции пальцев осталась нетронутой. Известно, что при речевых нарушениях у детей наблюдается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении.
Публикация «К слову о мелкой моторике» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Развитие речи детей тесно связанно с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребенка в детском саду начинают проводить с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.
Научные данные говорят, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Этот факт мы и используем в работе с детьми с нарушениями речи.
После обследования детей мы анализируем с воспитателями состояние мелкой моторики у каждого ребенка индивидуально, так же выясняем, какая рука у ребенка преобладает, то есть праворукий ребенок леворукий. Затем обсуждаем с воспитателями совместные действия по коррекции дефектов и неуклонно выполняем единые требования:
1) Игровые занятия постоянно усложнять от простого к сложному;
2) Систематичность занятий, упражнений;
3) Методически правильная подача дидактического материала
4) Вовлекать в движения больше пальцев;
5) Разнообразить упражнения, придавая им характер игры;
6) Индивидуальный подход в занятиях с детьми.
С детьми имеющими более легкий дефект, использовали упражнения и игры требующие более высокого уровня мышечного развития: мозаика, лепка, конструктор, работа с ножницами, обводка, штриховка. В этом же первом периоде закрепляются навыки самообслуживания: застегивание пуговиц, шнуровка, завязывание. Используем различные пальчиковые игры, сочетание речи с движением.
«Скакалка»- обе ладони в кулак,большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большими пальцами/ крутим скакалку сначала в одну сторону, потом в другую. /
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки.
Да бегом, с ветерком.
Да на правой ножке.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Я скачу, я верчу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два,
Учатся сестрички.
За спиной день деньской
Прыгают косички»
«Сидит белка»
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки:
Лисички-сестрички,
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому.
Заиньке усатому.»
Очень интересна и полезна для детей работа на развитие мелкой моторики с заданиями по формированию лексико-грамматического строя речи. Берется карточка на одной стороне которой различные задания по формированию лексико-грамматического строя речи, на другой стороне картинки. Их можно изготовить самостоятельно. Сначала логопед или воспитатель рассматривают картинку, работают по заданиям карточки, задают детям вопросы,затем дети задают вопросы друг другу, затем ребенок выполняет образец рисунка.
Цель такого вида работы:
1)Развитие мелкой ручной моторики
2)Работа над развитием пространственного праксиса
3)Формирование связной речи
Некоторые виды карточек:
1.1) Посмотри,что изображено на карточке
2)Возьми палочки и расположи их так же, как на образце
3)Сосчитай сколько клеток занимает каждая палочка сверху вниз
4)Сколько клеток пропущено между палочками
5)Написать целый ряд палочек
2. 1)Посмотри. Выложите четыре угла из цветных палочек.
Какого цвета верхняя сторона угла? Какого цвета нижняя стона угла?
2) В какую сторону направлена вершина угла?
3) В тетрадке изобразите такие же углы
4) Придумайте из углов орнамент, закрасьте его.
3.1)Какие геометрические фигуры изображены на карточке?
2) Чем отличается квадрат от прямоугольника?
3) Выложи из палочек квадрат и прямоугольник.
На какую фигуру потребовалось больше палочек? На сколько?
4) Обведи два ряда прямоугольников и квадратов, закрась.
Здесь приведены некоторые виды карточек с заданиями. Такие карточки могут быть даны на разные темы как закрепление темы, так и ее повторение. Дети с большим интересом занимаются по этим карточкам, сами придумывают различные узоры, рисунки, задают друг другу задание. Все эти задания и упражнения я включаю в подгрупповое занятие не реже 3-х раз в неделю. Игры с пальчиками включались ежедневно в физминутки.